Джакомо Мейербер (1791—1864)
Мейербер вошел в историю музыкальной культуры как крупнейший представитель романтического музыкального театра Франции. Он утвердил тип пятиактной «большой оперы», рассчитанной на пышность постановки и зрелищную эффектность. В основе музыкальной драматургии Мейербера лежит принцип впечатляющих контрастов, исторический фон служит красочной декорацией для лирической драмы, в развитии же драмы преобладают сценически выигрышные, живописно-картинные ситуации и положения. В этом проявилось влияние не только современной композитору романтической эстетики, но и национальных традиций французской оперы.
Джакомо (Якоб) Мейербер родился в Берлине 5 сентября 1791 года в зажиточной семье. Уже в юности, отказавшись от карьеры блестящего пианиста, он всецело посвятил себя композиции и прежде всего музыкальному театру. Однако первые оперы, поставленные в Германии («Клятва Иевфая», 1813, «Алимелек, или Два Калифа», 1814), не имели успеха. Композитор отправился в Италию, где пробыл с 1816 по 1824 год. За этот период Мейербер овладел стилем итальянской оперной школы и ее корифея — Россини. Новые оперы Мейербера («Ромильда и Констанца», 1817, «Маргарита Анжуйская», 1820, и др.) сделали его имя популярным.
В 1827 году, после переезда в Париж, начался центральный период деятельности Мейербера. Первая же парижская опера («Роберт-дьявол», 1831), показанная с большим успехом, принесла композитору европейскую славу. Однако свое полное и законченное выражение характерные черты мейерберовской «большой оперы» нашли в «Гугенотах» (1836) — лучшем произведении композитора. Эти черты сохраняются в операх «Пророк» (1849) и «Африканка» (1864). По-новому дарование композитора раскрылось в опере «Динора» (1859), привлекающей тонким лиризмом и самобытным претворением фольклорного начала.
Мейербер скончался 2 мая 1864 года в Париже во время подготовки к исполнению своей последней оперы «Африканка».