Даниил Григорьевич Френкель (1906-1984)
Даниил Григорьевич Френкель — автор большого количества музыкально-театральных, симфонических и камерных произведений. Главные же интересы композитора лежат в области оперы. Воздействие традиций русской оперной классики XIX века, прежде всего Чайковского, отчасти Мусоргского, сказалось на музыкальном стиле опер Френкеля, отмеченном мелодичностью, ясностью форм, простотой гармонических средств.
Даниил Григорьевич Френкель родился 15 сентября (нов. ст.) 1906 года в Киеве. В детстве обучался игре на рояле, с 1925 по 1928 год обучался фортепианной игре в Одесской консерватории, а с 1928 года в Ленинграде. Под руководством композитора А. Гладковского он прошел курс теории и композиции, с М. Штейнбергом занимался инструментовкой. Среди первых сочинений Френкеля — романсы, фортепианные пьесы, а также и оперы: «Закон и фараон» (1933) и «В ущелье» (1934), написанные по мотивам рассказов О’Генри. В следующей работе — опере «Рассвет» (1937) — композитор обратился к социально значительной теме революционного движения в России XIX века. В то же время Френкель пробовал свои силы в области симфонической музыки (Симфоньетта, 1934, Сюита, 1937).
Творчество периода Великой Отечественной войны и послевоенных лет отмечено углублением содержания, расширением круга жанров. Появляется кантата «Священная война», ряд камерно-инструментальных сочинений, в том числе фортепианные сонаты, квинтет, квартеты, музыка к драматическим спектаклям. По-прежнему Френкеля привлекает опера. В 1945 году была написана опера «Диана и Теодоро» (по пьесе Лопе де Вега «Собака на сене»). В числе последних работ опера «Бесприданница» (по одноименной пьесе А. Островского), поставленная в 1959 году ленинградским Малым оперным театром).