В. Беллини. Норма
Действующие лица:
Поллион, римский проконсул в Галлии | тенор |
Флавий, его друг | тенор |
Оровезо, главный жрец друидов | бас |
Норма, его дочь, верховная жрица | сопрано |
Адалгиза, жрица | сопрано |
Клотильда, подруга Нормы | сопрано |
Место действия — священная роща в Галлии. Время — упадок Римской империи. |
Действие первое
Картина первая. Роща со священным дубом и жертвенником перед ним. Оровезо, главный жрец, молит вместе с народом богов об уничтожении римлян, завоевателей его родины. По окончании молебствия народ расходится. Является Поллион, римский проконсул в Галлии, со своим наперстником Флавием. Полководец поверяет своему другу тайну: он изменил своей первой возлюбленной, верховной жрице Норме, дочери Оровезо и матери двух детей его. Теперь он пламенно любит жрицу Адалгизу. Его мучают дурные предчувствия и сны. Оба удаляются в лес. Являются жрицы и начинают богослужение. Норма предсказывает, что Рим погибнет сам от собственной слабости. Она обращается к богине Луны с просьбой о мире внешнем и внутреннем. По совершении обряда все жрицы расходятся. Входит Адалгиза. Она молит богов послать ей сил в борьбе с нечестивой любовью к римлянину. Появляется Поллион. Между ними происходит нежная сцена и после долгих колебаний Адалгиза клянётся Поллиону в вечной верности. Картина вторая. Жилище Нормы. Клотильда, подруга Нормы, приводит к жрице её детей. Та не желает их видеть. Она знает, что Поллион отозван в Рим и предчувствует, что он собирается покинуть как её, так и малюток. Раздаются шаги, и Клотильда уводит детей. Входит Адалгиза: она пришла доверить верховной жрице свою мучительную борьбу и просить снять с неё духовный обет. Норма сострадает ей, потому что ей пришлось в своё время пережить то же самое, и готова её освободить от обета, как вдруг появляется Поллион. Только теперь Норма догадывается, кого любит Адалгиза, и разражается гневными упрёками. Поллион, не обращая внимания на гнев Нормы, спокоен, но вдруг Адалгиза в порыве великодушия отрекается от любви и решает избегать встречи с ним. Звон священной меди призывает Норму к святилищу.
Действие второе
Картина первая. Жилище Нормы. Норма хочет заколоть своих детей от Поллиона, но не в силах совершить это. Она зовет Клотильду и предлагает ей увести детей и позвать Адалгизу. Когда является Адалгиза, Норма поручает ей детей: пусть она возьмёт их с собой в римский лагерь, и, ставши супругой Поллиона, станет им матерью. Адалгиза не изменяет своему великодушному обещанию: она не будет супругой Поллиона и обещает даже уговорить Поллиона остаться верным Норме. Картина вторая. Лес, в котором собираются мятежные галлы. Оровезо заявляет воинам, что боги не желают войны, что Норма также настаивает на покорности перед римлянами или, по крайней мере, на притворстве. Послушные галлы расходятся. Норма остаётся одна и с нетерпением ожидает исхода посредничества Адалгизы. Является Клотильда и заявляет, что Адалгиза не выполнила плана: Адалгиза не выдержала искушения и хочет сложить с себя обет, а Поллион, в насмешку над друидами, поклялся похитить её при всех у алтаря. Норма проклинает коварство римлян и призывает на их головы громы небесные. Она созывает народ и взывает к мятежу и мщению за честь родины. Галлы с восторгом выслушивают приказание Нормы напасть на римлян. Тревога. В храм к жрицам ворвался римлянин, но он вовремя схвачен. Это Поллион. Он должен быть убит, но Норма просит позволения поговорить с ним наедине. Она уверяет, что намерена мстить ему следующим образом: она убьёт сначала детей, а потом предаст Адалгизу на сожжение за неверность обету. Поллион просит пощады, по крайней мере, Адалгизе, но Норма непоколебима. Она созывает друидов и велит соорудить костёр не для одного римлянина, но для жрицы, предавшей ему и свою честь, и честь родины. Кто эта жрица? Она называет… себя. Поллион подавлен этим великодушием и терзается раскаянием. Теперь он видит, что потерял в этой женщине, и готов умереть вместе с нею. Норма поручает детей своему отцу. Гнев Оровезо сменяется тихой грустью, и со скорбным величием несчастные любовники всходят на костёр.