У. Джордано. «Андре Шенье»
Андре Шенье
Опера в четырех действиях
Автор либретто Луиджи Иллика
Музыка Умберто Джордано
Впервые поставлена в 1896 г. в Милане.
| Андре Шенье, французский поэт | тенор |
| Графиня де Куаньи | меццо-сопрано |
| Магдалина, ее дочь | сопрано |
| Берси, мулатка, подруга Магдалины | меццо-сопрано |
| Жерар, слуга графини | баритон |
| Руше, друг Шенье | бас |
| Аббат — поэт де Флевиль, литератор | |
| Матье, видный революционер | баритон |
| Ярый революционер | |
| Шмидт, тюремщик в замке Сен-Лазар | баритон |
| Место действия: Париж. Время — великая французская революция (1794 г.) |
|

Андре Шенье — французский поэт, журналист и политический деятель. Стал одной из жертв революционного террора
Действие первое
Зала в замке графини де Куаньи. Зимние сумерки. Под руководством дворецкого слуги торопятся закончить приготовления к предстоящему балу. Жерар, один из слуг графини, громко высказывает свою ненависть к высшему свету. Дворецкий недоволен прислугой и, в особенности, Жераром, который заразился идеями энциклопедистов, и в сердцах распекает всех слуг. Наконец приготовления кончены и вся прислуга, за исключением Жерара, расходится.
Появляется дряхлый старик отец Жерара с тяжелой ношей на плечах. Жерар возмущается жестокосердием господ, взваливших на отца непосильный труд. Негодуя на свою холопскую ливрею, он уходит с отцом.
В зал входят графиня де Куаньи с дочерью Магдалиной и ее подругой, мулаткой Берси. Осматривая сделанные приготовления, Мария выражает недовольство господствующими обычаями и формами высшего общества. Мало-помалу съезжаются гости; среди них поэт Андре Шенье, литератор и пенсионер короля де Флевиль, аббат-поэт и др.
Открывается бал. Нетанцующие гости вступают в оживленную беседу. Графиня де Куаньи обращается к Шенье с просьбой сказать стихотворный экспромт. Шенье сначала отказывается, но потом, когда к просьбе графини присоединяется и Магдалина, Шенье уступает и читает стихотворение, в котором дает волю своему возмущению и презрению к знати и богатым классам. Его полные сарказма стихи приводят в негодование всех присутствующих. В самый разгар танцев и общего веселья в зале появляется Жерар в сопровождении толпы оборванцев и бедных женщин с грудными детьми на руках, просящих хлеба. Графиня возмущена поступком Жерара и приказывает выпроводить его вон вместе с непрошенной компанией. Бал продолжается по-прежнему. Одна только Магдалина не принимает участия в общем веселье: стихи Шенье произвели на нее глубокое впечатление.
Действие второе
Площадь на берегу Сены, у моста Пероне. С одной стороны площади — кофейня Готто, а с другой — на возвышении бюст якобинца Марата. Полдень. Кофейня полна посетителей. Один из них, ярый революционер, с напряженным вниманием следит за мулаткой Берси, подозревая ее в неблагонадежности. Берси, заметив, что за ней следят, начинает держать себя развязнее; она кокетничает с гостями, пьет с ними, шутит и вступает в разговор с ярым революционером. В это время мимо кофейни провозят на телеге осужденных на казнь. Берси удаляется, а революционер записывает ее имя в список неблагонадежных и припоминает, что видел эту мулатку в сообществе красавицы-аристократки, дочери графини де Куаньи. Он начинает следить за Андре Шенье, который находится тут же в кофейне.
К Шенье подходит его друг Руше и предупреждает Шенье о грозящей ему опасности, так как выдающаяся роль, которую он играл во время последних беспорядков, открыта. Руше достоверно знает, что один из шпионов донес на Шенье, и советует ему бежать. С этой целью Руше предлагает Шенье приготовленный им для него паспорт. Шенье берет паспорт, но пока откладывает бегство. Он заинтересовался таинственной незнакомкой, посылающей ему любовные письма с надписью «Надежда» и назначавшей ему через Берси свидание у бюста Марата, и решает ожидать свидания. Руше высказывает предположение, что это одна из прелестниц революции, вероятно, завлекает поэта, с целью задержать его, чтобы иметь возможность оказать в минуту опасности поддержку своему другу. Руше скрывается недалеко от бюста.
Во все время этой беседы ярый революционер незаметно ведет внимательные наблюдения за Шенье. На мосту Пероне показывается Магдалина де Куаньи, которая подходит к Шенье. Происходит нежная сцена. Они признаются друг другу в любви и клянутся в верности до гроба. Когда Шенье, заметивший, что за ним шпионят, хочет увести свою возлюбленную, навстречу ему внезапно появляется влюбленный в Магдалину Жерар, подосланный ярым революционером, и нападает на Шенье. Между Жераром и Шенье завязывается борьба. Шенье наносит Жерару тяжелую рану, и тот падает у подножия статуи Марата. В эту минуту Руше выходит из засады и, по знаку Шенье, берет Магдалину и спасается бегством. Шенье также убегает. Сбежавшаяся толпа уносит раненного Жерара и с яростью кричит: «Смерть жирондистам!»
Действие третье
Зал революционного комитета. Один из видных революционеров Матье, открыв заседаниe, убеждает народ жертвовать на необходимые расходы, но речь его не имеет желанного успеха: публика равнодушна. Внезапно появляется выздоровевший Жерар, которого все считали умершим. Его появление приводит публику в радостное настроение. Матье желает использовать настроение и, по его указанию, Жерар снова приглашает публику к пожертвованиям. Прочувствованная речь Жерара воодушевляет собрание, и урна быстро наполняется золотом и драгоценными вещами. По окончании заседания народ расходится. В зале остаются лишь Жерар и Матье. Матье подстрекает Жерара сделать на Шенье ложный донос в измене отечеству. Жерар не решается на такой низкий поступок, но возбужденной ревностью Матье успевает заглушить в нем добрые чувства. Жерар подписывает ложный донос, который Матье берет для передачи Робеспьеру.
Арест Андре Шенье приводит Магдалину к Жерару. Она просит его спасти несчастного поэта. Жерар, отуманенный страстью, решается воспользоваться беззащитностью Магдалины. Она хочет бежать, но, вспомнив об Андре, добровольно отдается Жерару: только бы он спас Андре. Пристыженный великодушием девушки, Жерар отказывается от своего гнусного намерения. Магдалина прощает Жерару нанесенное ей оскорбление, Жерар обещает спасти Андре.
Зал между тем постепенно наполняется публикой, явившейся на судебное разбирательство. Собираются судьи, обвинители и свидетели. Под стражей вводят подсудимых, среди которых находится и Шенье. Возбужденная толпа неистовствует, требуя смерти изменникам. Жерар публично признается в ложном доносе против Шенье, но этим не достигает его спасения. Суд неумолим и приговаривает всех подсудимых, а в том числе и Андре Шенье, к смертной казни. Шенье спокойно выслушивает суровый приговор: его ободряет присутствие Магдалины, выразившей желание повидаться еще раз с Андре.
Действие четвертое
Двор в тюрьме Сен-Лазар. Шенье пишет гвоздем при свете фонаря на пластинке свои стихотворения. Руше не оставляет своего друга и старается развлечь его. Тюремщик приглашает Шенье отправиться в камеру, но Руше подкупает его, чтобы дать время поэту закончить стихи.
Раздается стук в ворота и появляются Жерар и Магдалина. Последняя явилась для того, чтобы последний раз увидеться с Шенье и умереть вместе с ним. С этой целью она вступает в переговоры с тюремщиком и просит его разрешить ей занять место одной из арестованных Иды Легрей, которой она и передаст свой пропуск. Тюремщик, пораженный поступком Магдалины, долго колеблется, но кошелек с деньгами, врученный ему Магдалиной, заставляет его согласиться на все.
Жерар, тронутый верностью Магдалины, готовой умереть вместе с любимым ею поэтом, спешит к всесильному Робеспьеру вымолить у него прощения для обоих. Тюремщик оставляет влюбленных наедине.
Шенье и Магдалина счастливы: их любящие сердца соединены, и смерть им теперь не страшна. В любовных излияниях и восторгах свидания незаметно проходит для них вся ночь.
Светает, но с первыми лучами солнца тюрьма оживает. Тюремный двор наполняется конвойными солдатами. Приводят из камер приговоренных к смерти. При перекличке узников вместо Иды Легрей, выступает Магдалина, а сама Легрей, удивленная и обрадованная неожиданным избавлением от смерти, прячется в угол камеры. Издали доносится грохот страшного экипажа «телеги мертвых». Воодушевленные близостью друг к другу Шенье и Магдалина бодро направляются, рука об руку, к страшной телеге с криками: «Да здравствует смерть»! В последний момент является опечаленный Жерар: его ходатайство перед Робеспьером не привело ни к чему. Телега отвозит узников на эшафот. Ворота тюрьмы мрачно захлопываются.






