Г. Пёрселл. Дидона и Эней
Опера в трех действиях
Музыка Генри Пёрселла
Либретто Нейхема Тейта
(основано на четвертой книге «Энеиды» Вергилия)
Первое исполнение: Челси (Лондон), 1689 год.
Дидона, царица Карфагена | контральто |
Эней, предводитель троян | баритон |
Белинда, наперсница Дидоны | сопрано |
Вторая дама, другая наперсница | меццо-сопрано |
Дух, в обличье Меркурия | сопрано |
Колдунья | контральто |
Время действия: после падения Трои Место действия: Карфаген |
История создания
«Дидона и Эней» — первая истинно великая опера, сочиненная англичанином. Впрочем, есть злые языки, которые утверждают, что она же и последняя. Генри Пёрселл сочинил ее в молодости, в 1689 году. Уже тогда он олицетворял собой славу английской музыки. Предназначалась опера в в первую очередь для школы-пансиона Джозайаса Прист , где учились только девочки. Видимо, у этого человека были влиятельные друзья, так как для школьного спектакля музыку ему написал ведущий английский композитор, а либретто — признанный тогда английский поэт Нейум Тейт. Источником для либретто послужила четвертая книга «Энеиды» Вергилия. Возможно, в то время девочки изучали эту поэму в школе.
Действие I
Сцена 1. После классической трагичной увертюры Белинда успокаивает Дидону, свою госпожу и царицу Карфагена. Но царица охвачена волнением из-за любви к Энею, троянскому герою, который причалил к берегам Карфагена после падения Трои. Он появляется со своей свитой, и к концу сцены совершенно очевидно, что они без ума влюблены друг в друга. Мадригальный хор (который всегда присутствует в наиболее интимных домашних разговорах в классических операх) прославляет союз влюбленных. Всеобщий восторг выражается также и в танцах.
Сцена 2. Во второй сцене появляются злодеи — колдунья, две главные ведьмы и целый хор сопровождающих их ведьм. В своей пещере они строят планы, как бы вызвать на море шторм, чтобы разлучить Дидону и Энея и вынудить героя оставить царицу. Торжествующе и грозно звучит дуэт ведьм, предвкушающих победу над любовью. Сцена кончается хором с эффектным эхо, указывающим на «глубокую сводчатую пещеру».
Действие II
Царица Дидона устроила для удовольствия своего знаменитого гостя охоту. Колдунья и две ведьмы замышляют расстроить союз Дидоны и Энея и уничтожить Карфаген в пламени пожара. Хор, Белинда, а затем вторая дама описывают рощу и бахвальства Энея по поводу убитого им вепря.
Когда Дидона и ее спутницы удаляются, спасаясь от разразившейся бури, таинственный дух удерживает Энея от того, чтобы последовать за ними. Этот персонаж в обличье Меркурия прислан колдуньей с приказом якобы от Юпитера. Он говорит Энею, что тот должен оставить Дидону этой же ночью, поскольку его призвание — основать великий город Рим. Эней сокрушается по поводу необходимости покинуть возлюбленную, но понимает, что он должен подчиниться этому приказу богов. Действие завершается изъявлением радости ведьм по поводу того, что их план удался.
Действие III
Последнее действие начинается хором троянских моряков, которые весло готовятся к отплытию от берегов гостеприимного Карфагена. Затем появляется колдунья со своим хором ведьм, которые пуще прежнего радуются этому отплытию.
Входит печальная Дидона со своей свитой. Она полностью покорилась своей судьбе. Даже когда Эней предлагает не повиноваться приказам Юпитера и остаться с нею, она непреклонно настаивает, чтобы ее возлюбленный отправлялся в путь. Сама же она решила умереть.
Музыка становится необычайно трагичной, когда она поет свою большую предсмертную арию «When I am laid in earth» («Мне в землю лечь»).
Завершается опера коротким хором, овеянным чувством светлой печали. Он призывает рассыпать над могилой Дидоны лепестки роз — таких же нежных и мягких, как её сердце.