Винченцо Беллини (1801-1835)
Итальянский композитор Винченцо Беллини более всего известен в качестве мастера бельканто (итал. bel canto — «прекрасное пение»). Его славу не мог затмить даже гений Россини. Необыкновенный мелодический дар, которым обладал Беллини, позволил ему создать самобытные интонации, исполненные сокровенного лиризма, способные воздействовать на самый широкий круг слушателей. Музыку Беллини, несмотря на отсутствие в ней всестороннего мастерства, любили П. Чайковский и М. Глинка, Ф. Шопен и Ф. Лист. В его произведениях блистали такие выдающиеся исполнители XIX века, как П. Виардо, сестры Гризи, М. Малибран, Дж. Паста, Дж. Рубини А. Тамбурини и др.
Винченцо Беллини родился 3 ноября 1801 года в Катании, на острове Сицилия в семье Розарио Беллини, руководителя капеллы и учителя музыки в аристократических семействах города. Винченцо решил пойти по стопам своего отца и поступил в Неаполитанскую консерваторию «Сан-Себастьяно» и стал учеником известного на тот момент композитора Н. Цингарелли. Недюжинный талант позволил юноше стать одним из стипендиатов консерватории. Короткая, всего лишь десятилетняя (1825-1835) композиторская деятельность Беллини стала особой страницей в итальянской опере.
В отличие от прочих итальянских композиторов Беллини был совершенно равнодушен к излюбленному национальному жанру — опере-буффа (итал. opera buffa — «шуточная опера»). Уже в первом произведении — опере «Адельсон и Сальвини» (1825), с которым он дебютировал в консерваторском театре Неаполя, ярко проявилось лирическое дарование композитора.
Имя Беллини приобрело широкую известность после постановки оперы «Бьянка и Фернандо» неаполитанским театром Сан-Карло (1826). Затем с огромным успехом в миланском театре Ла Скала прошли премьеры опер «Пират» (1827) и «Чужестранка» (1829). С восторгом публика встретила спектакль «Капулети и Монтекки» (1830), впервые поставленный на сцене венецианского театра Фениче. В этих произведениях нашли горячее и искреннее выражение патриотические идеи, созвучные новой волне национально-освободительного движения, начавшейся в Италии в 30-е гг. прошлого века. Поэтому многие премьеры опер Беллини сопровождались патриотическими манифестациями, а мелодии из его произведений напевали на улицах итальянских городов не только завсегдатаи театров, но и мастеровые, рабочие, дети.
Слава композитора еще больше упрочилась после создания опер «Сомнамбула» (1831) и «Норма» (1831), выйдя за пределы Италии. В 1833 г. композитор отправился в Лондон, где с успехом дирижировал своими операми. Его сочинения произвели неизгладимое впечатление на И. В. Гете, Ф. Шопена, Н. Станкевича, Т. Грановского, Т. Шевченко, что свидетельствует об их важном месте в европейском искусстве XIX столетия.
По количеству созданных опер Беллини уступает Дж. Россини и Г. Доницетти: перу композитора принадлежит всего 11 музыкально-сценических произведений. Но лишь одна из них — «Заира» не имела успеха, а остальные обошли большинство европейских сцен. Беллини работал не так легко и быстро, как его прославленные соотечественники. Во многом это было связано с методом работы Беллини, о котором он рассказывает в одном из своих писем: он предпочитал долгое вчитывание в либретто, проникновение в психологию персонажей, актерское перевоплощение в характер, поиск речевого, а затем музыкального выражения чувств. Преобладающим настроением в музыке Беллини является некая меланхолия, светлая печаль. В богемных кругах его называли «Лебедь Катании» и «Мастер меланхолии».
В течение всего процесса созидания Беллини намеренно противопоставлял своё мастерство манере создания и исполнения музыкальных произведений своих современников. Он отказывался от изысканных сложных приёмов, излишней витиеватости, сложности в пользу лёгкости и приближенности к этническим мотивам. Критики часто осуждали подобные творческие приоритеты, указывали на чересчур поверхностное и непродуманное оркестровое сопровождение.
В создании романтической музыкальной драмы подлинным единомышленником Беллини был поэт Ф. Романи, ставший его постоянным либреттистом. В содружестве с ним композитор добивался естественности воплощения речевых интонаций. Беллини великолепно знал специфику человеческого голоса. Вокальные партии его опер чрезвычайно естественны и удобны для пения. Они наполнены широтой дыхания, непрерывностью мелодического развития. В них отсутствуют излишние украшения, ибо смысл вокальной музыки композитор видел не в виртуозных эффектах, но в передаче живых человеческих эмоций. Считая своей главной задачей создание прекрасных мелодий и выразительного речитатива, Беллини не придавал большого значения оркестровому колориту и симфоническому развитию, за что его неоднократно подвергали критике. По меткому выражению Вагнера, оркестровый аккомпанемент арий Беллини напоминает «гигантскую гитару». Однако, несмотря на это, композитор сумел поднять итальянскую лирико-драматическую оперу на новый художественный уровень, во многом предвосхитив достижения Дж. Верди.
В 1831 году маэстро поддался пожеланиям острых на язык ценителей искусства и создал оперу, которая резко выделяется на фоне предшествующих произведений. «Норма» — своеобразный жест, который продемонстрировал умение композитора создавать сложный аккомпанемент и развёрнутые партии для исполнителей. Опера, где солировала непревзойдённая испанская дива Мария Малибран, имела ошеломительный успех и восхитила критиканское сообщество. Даже наблюдая за очевидным успехом своего творения среди богемы, итальянец вряд ли смел предположить, что «Норма» станет одним из лучших оперных произведений всех времён и даже в XXI столетии сохранит актуальность. Каватина «Casta Diva» из «Нормы» и сейчас является серьёзным испытанием в вокальном плане даже для ведущих звёзд мировой оперной сцены. Партия написана для сопрано и по уровню сложности практически не имеет аналогов.
После успехов опер «Капулетти и Монтекки», «Сомнамбула» и «Норма», в 1833 году очередная опера «Беатриче ди Тенда», написанная по трагедии кремонского романтика К. Т. Фореса, с треском провалилась. Причин неудачи по крайней мере две: это поспешность в работе и мрачный сюжет. Беллини обвинил во всем либреттиста Романи, тот в ответ обрушился с упрёками на композитора, в итоге привело к разрыву творческого тандема. Между тем опера вовсе не заслуживает такого возмущения, так как обладает немалыми достоинствами. Ансамбли и хоры отличаются великолепной фактурой, а сольные партии — обычной красотой рисунка. В какой-то мере она является одним из наиболее ярких предвосхищений стиля Верди.
В 1834 году Беллини переехал в Париж. Там он написал оперу «Пуритане» (1835), повествующую о пронзительной истории любви и коварства, борьбы чувства долга с желаниями взволнованного сердца. О премьере оперы дал блестящий отзыв Россини. Это было последнее произведение Беллини, своеобразный эпилог его деятельности. 23 сентября 1835 года композитор скончался от острого перитонита, осложненного абсцессом печени. Всеобщее сожаление и скорбь о преждевременной кончине Винченцо Беллини выразилось в многочисленных статьях и некрологах. Композитор был похоронен на кладбище Пер-Лашез, однако в 1876 году его прах был перенесён на родину — в кафедральный собор Святой Агаты города Катании.
В фойе миланского театра Ла Скала стоит мраморная фигура Беллини. На его родине, в Катании, имя композитора носит оперный театр. Но главный памятник композитор создал себе сам — им стали его оперы, которые и по сей день не сходят со сцен многих музыкальных театров мира.