А. Рубинштейн. Купец Калашников
Опера в 3-х действиях и 4-х картинах.
Либретто по поэме М. Ю. Лермонтова
Музыка А. Г. Рубинштейна.
Впервые поставлена в 1880 году в Петербурге.
Действующие лица:
Царь Иоанн Васильевич I | бас |
Малюта Скуратов, его приближенный | баритон |
Кирибеевич, опричник | тенор |
Вяземский | тенор |
Грязной | баритон |
Колычев | бас |
Степан Калашников, купец | баритон |
Алена, жена его | сопрано |
Ефим и Сергей, братья его | тенор и бас |
Тимофей, батрак Калашникова | бас |
Никитка, царский шут | тенор |
Филат, мясник | баритон |
Челубей, татарин-силач | Тенор |
Опричники, земцы, бояре, народ, бирючи, татары, гусляры, скоморохи и дружина.
Место действия – Москва и окрестности. Время – XVI век. |
СЮЖЕТ
Действие первое.
Царская палата в Александровской слободе. Опричники Басманов, Вяземский, Грязной, Колычев, Кирибеев и другие одеваются в черные монашеские мантии и остроконечные шапки. Они недовольны этим притворством и острят друг над другом. Кирибеевич, не смеясь их шуткам, сторонится от них и хмурится. Входит приближенный царя, Малюта Скуратов, толкая перед собой царского шута Никитку. Он бранит шута, зачем тот привел с собою из Москвы посольство «земцев», просящих царя вернуться в столицу. Никитка отшучивается басней про ворон и галок, не пускавших к орлу кур и голубей. Опричники, разгадав, что шут сложил басню про них, сердятся. Буйный КОлычев собирается зарезать Никитку, но другие его останавливают и вся компания ограничивается тем, что играючи мнет ему бока. С приближением царя все стихает и все, как ни в чем не бывало, становятся на моленье по умершим и убитым. Царь входит. Опричники ему низко кланяются. Малюта вводит земское посольство. Земцы во главе со стариком Колчиным просят царя возвратиться в Москву. Царь говорит им, что он назначил наместником князя Черкасского, своего шурина, и они должны быть им довольны. Земцы отвечают, что князь, хотя добрый и простой, но не в состоянии усмирить обидчиков народа – опричников. Царь обещает, что на днях он приедет в Москву для потех, а когда искоренит всех изменников, тогда будет жить в Москве постоянно. Земцы благодарят царя и удаляются. Опричник Колычев бормочет, что царь мирволит земцам. Царь, услышав его речи, поражает опричника своим острым посохом и отдает на казнь Малюте. Затем Малюта снимает с царя мантию, опричники сбрасывают с себя мантии и шапки. По знаку царя вносят столы с яствами и винами, и начинается пир. Все пьют вино и славят Царя. Один Кирибеевич не пьет. Иван обращается к Кирибеевичу с вопросом, отчего он отказывается пить и не славит царя. Не задумал ли он думу нечестивую или завидует славе царской? Кирибеевич отвечает царю, что «сердца жаркого не залить вином» и, если он прогневал его, то пусть прикажет отрубить ему голову. Царь расспрашивает его, о чем он кручинится, о причине его грусти. Кирибеевич рассказывает в ответ, что он влюбился недавно в замоскворецкую красавицу, которая не отвечает ему взаимностью и всячески сторонится от него.
Как я сяду поеду на лихом коне
За Моску-реку покатитися,
Кушачком подтянуся шёлковым,
Заломлю на бочок шапку бархатную,
Чёрным соболем отороченную,
У ворот стоят у тесовых
Красны девушки да молодушки
И любуются, глядя, перешёптываясь;
Лишь одна не глядит, не любуется,
Полосатой фатой закрывается…
На святой Руси, нашей матушке,
Не найти, не сыскать такой красавицы!
Ходит плавно, будто лебёдушка;
Смотрит сладко, как голубушка;
Молвит слово – соловей поёт;
Горят щеки её румяные,
Как заря на небе Божием;
Косы русые, золотистые,
В ленты яркие заплетённые,
По плечам бегут, извиваются
С грудью белою целуются.
Иван Васильевич выражает готовность помочь горю любимого опричника. Он снимает с пальца перстень и милостиво вручает его Кирибеевичу, говоря, что перстень должен помочь сватовству его с неприступной красавицей. Если он полюбится ей, то пусть празднует свою свадьбу. Затем царь обнимает его. Кирибеевич целует его руку. Царь приказывает вызвать гусляров и скоморохов, подать вина и заранее справлять свадьбу, потом удаляется в свои покои. Все провожают его с низкими поклонами. По уходе царя все поздравляют Кирибеевича с царской милостью. Входят гусляры и скоморохи. Начинаются песни и пляска скоморохов. Опричники заставляют Кирибеевича пить вместе с ними. Он приободряется и принимает участие в общем весельи. Подняв кубок, он поет:
Гей, вина гуляй,
Веселье, все гуляй!
Разгулялася, разыгралася
Кровь горячая, молодецкая!
Воля царская нам – закон, друзья!
Дочь боярская, дочь купецкая,
Будешь ты моя!
Действие второе.
Картина первая. Площадь в Замоскворечье. В глубине церковь. Налево большой дом Калашникова. Закат солнца. Народ направляется в церковь. Издали раздается колокольчик приближающейся тройки. Народу, узнав в подъезжающих опричников, с ужасом разбегается. Из калитки выходит жена Калашникова Алена, одетая в шубейку и покрытая фатой. Ее провожает батрак Тимофей. Алена велит ему передать мужу, что она пошла в церковь к вечерне. Тимофей входит в дом. Алена, оставшись одна, жалуется на тяжкие времена: опричники рыщут, словно волки, по Москве и ловят дочерей и жен, как овец. Какой-то молодой опричник ежедневно повадился ездить мимо их дома; как ястреб, он следит за ней и не сводит с нее глаз. Но она боится сказать про него мужу, так как он убьет злодея и будет сам казнен за это. Теперь она идет в церковь молить у Бога спасенья от беды. Она поет:
В храм святой я иду,
Там с мольбой припаду,
Пред Тобой, Творец благой!
От врагов, от обид
Будь покров мне и щит,
Ты одна мне надежда!
В грозный час, в злые дни
Сам, Господь, сохрани,
Сохрани рабу Твою!
Ни в друзьях, ни в родне
Не найти помощь мне.
Царь небес, Царь земли,
На Тебя вся надежда моя!
Соседка Соломонида, выйдя из дома и увидев Алену, подходит к ней и развязно спрашивает ее, почему не видно давно ее молодого опричника. Он, по-видимому, сильно любит ее. Между тем она напрасно не глядит на него, так как «нет греха полюбоваться красавчиком». Алена просит оставить ее в покое, и обе вместе направляются к церкви, но на них накидывается Кирибеевич со своим товарищем Грязным. Алена хочет бежать, но Кирибеевич обнимает ее и не пускает. Соломонида с криком бежит в свой дом. Грязной прячется за избой. Кирибеевич изъясняется Алене в любви и зовет ее с собой. Алена заявляет, что она замужняя, и отвергает его. Она вырывается из его рук, причем платок и фата ее остаются у него, и бежит в свой дом, но Грязной, появляясь из-за угла, схватывает ее, зажимает ей рот платком и при помощи Кирибеевича поспешно уводит ее. На шум выбегают женщины из домов и из церкви. Соломонида, подслушавшая сцену между Аленой и опричником, рассказывает всем о происшедшем, причем добавляет, что Алена виновата во всем сама, так как, наверное, давала повод к ухаживаниям опричника. Другие считают виновным одного опричника. Начинается спор. Все горячо обсуждают событие. В это время появляется Калашников и, услышав громкой разговор, подходит к женщинам и осведомляется о причине споров. Женщины с воем сообщают ему, что к Алене пристал опричник и изорвал на ней всю фату, причем в один голос добавляют, что Алена ни в чем не виновата. Одна Соломонида уверяет, что Алена кричала: «Пусти!» и при этом сама не трогалась с места. Калашников с криком кидается на Соломониду, но, спохватившись, хочет войти в дом. Соломонида останавливает его со словами, что «Алены дома нет, она давно катит в санях вместе с опричником». Калашников с криком закрывает лицо руками. На шум вбегают соседи. Калашников хочет бежать вслед за злодеем, но мужчины удерживают его и успокаивают. Вспомнив о детях, Калашников с воплем бросается в свой дом. Новая толпа народа вбегает с известием, что завтра приедет царь в Москву и будет кулачный бой, потеха и борьба на Москве-реке. Все радуются, что царь решил приехать в Москву, для которой завтра настанет веселый праздничный день.
Картина вторая. Комната в доме Калашникова. Калашников печальный выходит из детской. Он тоскует о былом счастье с красавицей-женой и негодует на своего обидчика, говоря:
Мой долг найти злодея моего,
Не делать здесь врагу угрозы,
А грудью стать против врага!
Я хищника найду,
Свое добро я вырву!
Убью опричника-злодея,
Аль сам за честь свою
Сумею умереть.
Эх, русская природа удалая,
Ты распахнись, грудь, мышцы расправляя!
Когда не в силах зло стерпеть,
Иди в бой, не робея!
Затем он призывает своего батрака Тимофея и упрекает его в том, что он не сумел убить похитителей жены. Вдруг раздается стук в ворота. Тимофей спешит навстречу. В дверях показывается Алена. Она в изорванной шубейке и с распущенной косой. Увидав ее, Калашников обращается к ней со злой насмешкой, прося рассказать, с кем гуляла. Алена бросается ему в ноги и просит выслушать ее. Калашников в гневе грозит запереть ее «за железный замок, за кованную дубовую дверь, чтобы она не видела света Божьего и не порочила его честного имени». Алена говорит ему, что она «не страшится лютой смерти, не боится людской молвы, но боится его немилости» и далее объясняет, что она не виновата в том, что опричник напал на нее беззащитную, целовал и ласкал ее против ее воли. Затем Калашников спрашивает ее, как же она вырвалась из рук обидчика. Она отвечает, что по дороге им встретился Никитка с земцами, возвращавшимися из Александровской слободы, который и отбил ее от опричников и довез домой. Она просит у мужа прощения и умоляет его отомстить за нее обидчику Кирибеевичу. Калашников прощает жену и клянется кровью смыть обиду. С радостным криком Алена убегает в детскую. У ворот раздается стук. Входят Ефим и Сергей, братья Калашникова, который он призвал. Калашников сообщает братьям об оскорблении, нанесенном ему опричником, и предупреждает их, что он решил кровью смыть обиду и для этого завтра отправится на Москву-реку на кулачный бой и вызовет оскорбившего его злодея. Если опричник убьет его, то братья должны продолжить с ним бой и отомстить за бесчестие, причиненное их семье. Ефим и Сергей клянутся помогать брату в задуманном им деле. Калашников благодарит их и приглашает их помолиться вместе с ним. Все трое становятся на колени и молятся:
Не дай погибнуть. Господи,
От врагов рабам Твоим.
На помощь всесильную
Мы надежду храним!
Окончив молитву, братья прощаются и дают друг другу слова завтра же отомстить за свой позор.
Действие третье.
Открытое место на замерзшей Москве-реке. Направо широкий помост со ступенями, покрытыми красным сукном, на нем кресло для царя. В глубине высокий берег, за которым Кремлевская стена. Вдали город, церковь Василия Блаженного. Ясный зимний день. Народ ждет кулачного боя. От нечего делать мальчики затевают драку. Женщины унимают их. К драке мальчиков присоединяются и старшие. Входит старик Колчин и замечает, что к московским бойцам на подмогу поспел из Зарядья силач – мясник Филат. Появляется батрак Тимофей. Между Филатом и Тимофеем начинается борьба. Затем завязывается общая драка. Пристав приказывает страже разогнать дерущихся: царь идет. Начинается царское шествие: бирючи с жезлами в руках, войско, большие позолоченные сани, в которых сидит царь Иоанн Васильевич, рядом с ним князь Черкасский, а напротив шут Никитка в колпаке и боярской шубе. Далее опричники, впереди которых Малюта и Кирибеевич. Царь выходит из саней, Малюта и князь Черкасский садятся рядом с царем, а Никитка – на нижнюю ступень помоста. Опричники окружают помост. Народ поет «Славу». По знаку князя Черкасского выбегает татарин – силач Челубей, с толпой других татар, которые прыгают и кувыркаются. Князь, недовольный, машет жезлом. Татары, кроме Челубея, убегают. Челубей кланяется царю и затем, обращаюсь к народу, вызывает желающих бороться с ним. Шут Никитка выходит на борьбу с Челубеем. Челубей хочет схватить Никитку, но тот увертывается и валит его обманом. Челубей снова вызывает желающих бороться с ним. Тимофей выходит из толпы и становится против Челубея. Татарин внезапно бодает его головой под ложку,Тимофей кричит от боли. Народ возмущается и требует казни татарина. Никиька вызывается рассудить дерущихся. Он берет руки Челубея и Тимофея, приказывает им сцепиться пальцами и тянуть каждому в свою сторону: кто перетянет, тот сильнее. Челубей приседает на обе ноги и натуживается. Тимофей, стоя прямо, ведет его за собой. Челубей побежден. Народ хохочет. Малюта объявляет, что царь приказывает бросить татарина в народ. Тимофей толкает Челубея в толпу. Народ подхватывает Челубея и отпускает, сняв с него верхнее платье и сапоги. Челубей убегает. По приказу царя бирючи вызывают заправских бойцов, желающих принять участие в кулачном бою. Выходит Кирибеевич и кланяется царю. Затем он входит в кргу, снимает шубу и становится в ожидании. На второй вызов бирюча сквозь толпу пробирается Калашников, за которым идут Алена, Ефим и Сергей. Калашников кланяется царю, потом народу и церквам. Затем, сняв шубу, он становится против Кирибеевича, который обращается к нему с вопросом: кто он? Калашников называет себя и говорит ему, что он пришел сюда не шутки шутить, а вышел на последний бой. Кирибеевич догадывается, что это муж Алены, явившийся сюда отомстить ему за оскорбление. По знаку Малюты они готовятся к борьбе. Кирибеевич наносит Калашникову удар в грудь. Калашников, оправившись, ударяет Кирибеевича в висок, и он падает мертвый. Царь, узнав, что Кирибеевич мертв, велит казнить купца. Алена бросается в ноги царю и просит простить мужа ради их детей. Царь спрашивает Калашникова, нечаянно или нарочно он убил Кирибеевича, лучшего бойца. Калашников отвечает, что убил его по своей воле, причину же скажет лишь одному Богу. Он становится перед царем на колени и просит не оставить его сирот – детей, жену и братьев. Царь обещает пожаловать из казны жену и детей его, а братьям с нынешнего дня разрешается торговать по всей Руси без дани и без пошлины. Начинается обратное шествие царя. Малюта приказывает страже взять Калашникова. Калашников прощается с женой и с братьями. Затем он кланяется народу и просит не поминать го лихом. Калашникова уводят. Алена падает без чувств. Народ молит Господа простить грехи осужденного на казнь.