Джузеппе Верди (1813—1901)
Творчество Верди знаменует пору полного расцвета итальянской оперы, оно принадлежит к лучшим достижениям мирового реалистического искусства. Пронизанные пафосом свободолюбия и ненавистью к угнетателям, оперы Верди служили знаменам национально-освободительной борьбы против австрийского ига, которую итальянский народ вел на протяжении XIX века; их постановки сопровождались бурными политическими демонстрациями, подвергались преследованиям полиции. Не случайно современники наградили композитора почетным именем «маэстро итальянской революции». Вердиевские мелодии — яркие, мужественные, напевные, доходчивые — приобрели популярность народных песен.
Джузеппе Верди родился 10 октября 1813 года в деревне Ле Ронколе, провинции Парма, в бедной семье трактирщика. С детских лет Верди принужден был зарабатывать на жизнь. Он не был принят в Миланскую консерваторию и стал брать частные уроки по композиции, одновременно продолжая заниматься игрой на фортепиано, органе и дирижированием. Уже в самом начале творческого пути определилась тяга Верди к опере — в этом жанре он создал впоследствии двадцать шесть произведений.
Большой успех пришел к Верди с его третьей оперой «Навуходоносор» (1842), положившей начало целому ряду героико-патриотических сочинений на легендарные и исторические сюжеты, среди которых выделяется «Битва при Леньяно» (1849). Основная идея этих опер — борьба против чужеземного гнета — была чрезвычайно актуальной в канун революции 1848—1849 годов, в условиях бурного роста итальянского национально-освободительного движения. Сюжеты своих опер Верди черпал в произведениях Гюго («Эрнани», 1844), Байрона («Двое Фоскари», 1844 и «Корсар», 1848), Вольтера («Альзира», 1845), Шекспира («Макбет», 1847, вторая редакция — 1865), Шиллера («Иоанна д’Арк», 1845, «Разбойники», 1847 и «Луиза Миллер», 1849).
На рубеже 1850-х годов начинается центральный период творчества Верди. Его открывают три оперы — «Риголетто» (1851), «Трубадур» (1853), «Травиата» (1853), посвященные утверждению человеческого достоинства и свободы личности, обличению социальной несправедливости. В них полностью раскрылся гений композитора. Эти произведения особенно глубоко отразили стремление Верди к правде и простоте, к действенности и яркой театральности. В последующих операх —«Сицилийская вечерня» (1855), «Симон Бокканегра» (1857, вторая редакция — 1881), «Бал-маскарад» (1859), «Сила судьбы» (1862), «Дон Карлос» (1867, вторая редакция — 1884) — Верди с присущей ему творческой неудовлетворенностью взыскательно и настойчиво ищет новых путей, расширяя круг тем, образов и выразительных средств.
Последние оперы — «Аида» (1871), «Отелло» (1886) и«Фальстаф» (1893) отмечены неповторимым своеобразием. Это — вершина творчества Верди и всей итальянской оперы.
Верди умер в расцвете славы 27 января 1901 года в Милане.