Александр Сергеевич Даргомыжский (1813—1869)
В историю русской музыки Даргомыжский вошел как один из основоположников реалистического искусства. Протест против общественного неравенства, интерес к судьбам людей из народа, социально-обличительная направленность — важнейшие черты его творчества. Его оперы отличаются тонкостью воплощения человеческих характеров. В романсах и песнях сказались острая наблюдательность художника, мастерство психологического анализа. Идейно-эстетические принципы «великого учителя правды», как назвал Даргомыжского М. П. Мусоргский, сыграли огромную роль в развитии русского музыкального искусства.
Александр Сергеевич Даргомыжский родился 2 (14) февраля 1813 года в Тульской губернии. В 1817 году семья переехала в Петербург. С шести лет мальчика стали обучать игре на фортепиано, скрипке, альте. Свои первые произведения — фортепианные пьесы — композитор написал, когда ему было 11 лет. К началу 1830-х годов Даргомыжский пользовался известностью в музыкальных кругах столицы в качестве талантливого пианиста и композитора.
Сочинения этого времени были отмечены печатью любительства.
Встреча и последовавшее дружеское общение с Глинкой побудили Даргомыжского пополнить свое музыкальное образование. Опера «Эсмеральда» (по роману В. Гюго «Собор Парижской богоматери»), законченная в 1839 году, была поставлена восемь лет спустя и успеха не имела. К числу ранних произведений относится также кантата на стихи Пушкина «Торжество Вакха» (1843), переработанная позднее, на протяжении 1848 года, в оперу-балет.
Реалистические устремления Даргомыжского получили зрелое выражение в камерно-вокальном творчестве второй половины 1840-х и начала 1850-х годов и особенно в опере «Русалка» (1855), занявшей в наследии композитора центральное место. «Русалка» явилась первой русской оперой, в основу которой была положена психологически острая бытовая драма.
В конце 1850-х годов начинается новый подъем в творчестве Даргомыжского. Его произведения приобретают ярко выраженную социально-обличительную направленность. Новаторские устремления Даргомыжского привлекли к нему группу одаренных молодых композиторов, которая получила впоследствии мировую известность под названием «Могучая кучка».
В последние годы жизни Даргомыжский работал над оперой «Каменный гость» на неизменный текст «маленькой трагедии» Пушкина. Смерть помешала композитору завершить эту работу. По желанию композитора «Каменный гость» был дописан Ц. А. Кюи и оркестрован Н. А. Римским-Корсаковым.
Даргомыжский скончался 5 (17) января 1869 года в Петербурге.