Н. Римский-Корсаков. Пан Воевода
Опера в 4 действиях.
Музыка Н. Римского-Корсакова
Впервые поставлена в Санкт-Петербурге 3 октября 1904 г.
Действующие лица
Пан Воевода | бас |
Ядвига Запольская, богатая вдова-аристократка | сопрано |
Дзюба, старик | бас |
Олесницкий, юноша | контральто |
Чаплинский, молодой шляхтич | тенор |
Пославский, его друг | баритон |
Мария Оскольская, шляхтянка, сирота | сопрано |
Дорош, старик-пасечник | бас |
Маршалок воеводы | тенор |
Гости воеводы, охотники, холопы, шляхтичи.
Место действия – Польша Время – XVI — XVII век. |
Действие первое.
Открытая лужайка в лесу. Ясный летний день. Приходит молодой шляхтич Чаплинский на свидание со своей невестой Марией Оскольской. В ожидании любимой им девушки Чаплинский изливает свои чувства к ней. Слыша приближение Марии с подругами, он притворяется спящим. Они поют шуточную колыбельную песнь. Не желая мешать свиданию Чаплинского с Марией, девушки с пением уходят и оставляют их одних. Любовники предаются мечтаниям об ожидающем их семейном счастье и вместе поют:
Теперь недолго ждать,
И солнышко протянет,
И скоро счастья день,
Блаженства день настанет.
Любовь, как солнце,
В сердцах у нас горит
И светлым счастьем
Жизнь нашу озарит!
Их свидание нарушается звуками рогов: приближается воевода с приятелями, охотящийся с ними в лесу. Они устраивают привал и собираются пировать. Мария, видевшая как-то случайно воеводу, уговаривает Чаплинского уйти, но сосед воеводы, старик Дзюба, уже заметил Марию и уговаривает ее остаться с женихом и попировать с ними. Они не соглашаются и уходят. Съезжаются гости воеводу, между ними молодая вдова Ядвига Запольская с молодым паном Олесницким, который объясняется ей в любви. Она советует ему быть осторожнее, так как, состоя в близких отношениях с ревнивым воеводой, они никаких признаний выслушивать не может. Является воевода, угрюмый и озабоченный. Все стараются развлечь его пением и танцами, но ничто не помогает. Воевода вспоминает о виденной им в лесу красивой девушке. Ядвига обижается и уезжает снова охотиться с соседями. Воевода остается один и все надеется увидеть встреченную им красавицу. В страстной речи он призывает прелестную незнакомку и, увлекаясь, поет:
Гей, обвей меня русой косою,
Охвати нежной рукой,
Увлеки меня в терем подводный!
Я томлюсь, я страдаю, я жду.
О, приди же, приди поскорее!
Показывается Мария, ищущая девушек, за нею следует Чаплинский. Воевода стремительно бросается к ней и страстно говорит:
Наконец-то пришла ты ко мне,
Наконец-то на зов отозвалась!
О, красавица, будь же моей,
Навсегда, навсегда ты отныне!
Он хочет обнять ее, но Чаплинский бросается между ними. Воевода сзывает всех слуг, ранит Чаплинского в голову, велит связать его и бросить в лесу. Марию же увозит с тем, чтобы на ней жениться. Ядвига в отчаянии.
Действие второе.
Пасека и избушка пасечника и колдуна Дороша. Вечерняя заря. Олесницкий, желая доказать Ядвиге, что он ради нее готов идти на все и что он не боится колдуна, к которому она должна с Дзюбой явиться ночью, ждет ее там. Приезжают Ядвига с Дзюбой. Последний, дрожа при одной мысли о том, что находится в таком ужасном месте, оставляет Ядвигу одну и удаляется. Ядвига хочет вернуть себе любовь воеводы и отомстить Марии. Предаваясь своим думам, она говорит:
Как молния с безоблачного неба,
Нежданный тот удар меня сразил.
Судьбу я знать должна. Когда б на время
Ее он взял, потешился и бросил,
Измену я ему бы извинила;
Но твердо он решил на ней жениться,
Ни слезы, ни мольбы не помогли.
Так будь что будет, не отдам его я!
На бой с судьбою выступаю смело.
Что б ни грозило мне, не побоюся,
И мрачного грядущего завесу
Бесстрашною рукою приподниму я.
Она стучит в дверь избушки Дороша и просит его предсказать ей будущее. Дорош приносит чашку с водой и велит ей глядеть в нее. Яддвига видит в воде венчание воеводы с Марией и просит Дороша дать ей яду. Выйдя с флаконом из избушки Дороша, Ядвига встречается с Олесницким и говорит, что ее сердце свободно и что она его полюбит и будет принадлежать ему, если он будет слушаться ее во всем. Приходит Чаплинский с приятелями. Он задумчив и грустен. В глубокой грусти он произносит следующий монолог:
Одна осталась последняя надежда на друзей,
Но если и друзья мне не помогут,
Погибло все тогда. Со дня того
Марию держит воевода в замке
И как в плену ее он сторожит.
Напрасны были все мои усилья
Подать ей весть, что другом я спасен.
Грозя насильем детям неповинным:
Сестренке, брату маленьким ее,
На брак у бедной вырвал он согласье.
О кроткая, невинная голубка,
За них себя приносишь в жертву ты!
В груди моей на части сердце рвется.
Я делал все, что только в силах был,
И принужден в бессилии сознаться.
Последняя надежда мне осталась…
Она изменит – все тогда погибло!
Приятели ободряют его и все вместе решают напасть на воеводу во время брачного пира, убить его и после спасти Марию. Ядвига с Олесницким, не замеченные никем, присутствуют при заговоре.
Действие третье.
Свадебный пир у воеводы. Гости, в том числе и Дзюба, поют и танцуют. Одна Мария грустна. Все уходят в сад. Приходит Ядвига с Олесницким и приказывает ему оставить ее одну. Она хочет вылить из флакона яд в кубок Марии, но входит Дзюба и мешает ей, признаваясь в своих чувствах к ней. Приходят воевода с Марией и гости. Воевода недоволен, видя Ядвигу, с которой он порвал всякую связь. Олесницкий хочет отомстить за честь Ядвиги, он успокаивает всех и сообщает воеводе о заговоре. Все начинают просить Марию спеть песню. Она долго не соглашается, затем берет лютню и поет песнь об умирающем лебеде, намекая на судьбу Чаплинского.
Песню спою я про жертву насилья:
Виден мне берег унылый морской;
Там на камнях, разметав свои крылья,
Лебедь лежит, пораженный стрелой.
Горестно взор его гаснущий, бледный,
Ищет подругу – она не летит.
И одиноко он мечется. Бедный,
Крыльями бьется о твердый гранит.
— Где ты, откликнись, откликнись, подруга! —
Кличет он, мукой предсмертной томим. —
Скоро навек потеряешь ты друга —
Ты никогда не увидишься с ним.
Кровью лежит истекая твой милый,
Крепко впилась ему в сердце стрела;
Жадная дикая злоба людская
Жизнь и тебя у него отняла!
Песнь расстроила всех. Дзюба зовет своих танцоров развеселить гостей. Внезапно в саду раздаются выстрелы, вбегает Чаплинский с товарищами и начинается общая схватка, во время которой Чаплинский и некоторые его товарищи попадают в плен к воеводе.
Действие четвертое представляется непосредственным продолжением третьего. Та же декорация. Утро. Чаплинского воевода приговорил к смерти. Мария просит воеводу отменить приказ о казни. Воевода непреклонен и приказывает ускорить приготовления к ней, предлагая Марии после уйти в монастырь. Из сада показывается Ядвига, за ней Олесницкий, которому она поручает налить яд в кубок Марии. Олесницкий, которому в свою очередь Дзюба поручил поднести молодым при встрече их кубок, в знак примирения за вчерашний случай, обещает это и уходит в сад. Является воевода и встречает Ядвигу. Увидя ее, он снова воспылал к ней страстью, они начинают верить в возможность быть снова счастливыми вдвоем. Они быстро расходятся. Приходит Дзюба с друзьями поздравить с добрым днем молодых. Воевода и Мария выходят из двери. Олесницкий подносит им кубки, молодожены осушают их. Вводят Чаплинского под стражей. Мария хочет уйти, ее не пускают. При произнесении над Чаплинским приговора и после реплики последнего, воевода падает внезапно и умирает. Мария приказывает снять с Чаплинского цепи и освобождает его.