А. Рубинштейн. Горюша
Опера в 4-х действиях.
Либретто Д. В. Аверкиева по его повести «Хмелевая ночь».
Музыка А. Г. Рубинштейна.
Впервые поставлена в 1889 г. В Петербурге.
Действующие лица:
Князь;
Княгиня, его верная жена;
Дашутка, сирота, выросшая в доме князя;
Иван, ключник князя;
Боярин Полтев;
Щегол, скоморох.
Место действия: усадьбы русских бояр. Время – XVII век.
Действие первое. Двор при княжеских хоромах. Скоморох Щегол напоминает княжескому ключнику, бедному дворянину Ивану, о намерении его бежать от строгого князя. Но Иван заявляет, что он изменил свое намерение бежать. Щегол знает, что причина этой перемены – сердечная зазноба, и жалеет Ивана. Крестьяне из села провожают Дашутку, сиротку, выросшую в доме князя, насмешками; несчастная Дашутка, «горюша», была соблазнена старым князем. Иван, заметив это, заступается за Дашутку и прогоняет народ. Его сострадание Дашутка принимает за любовь и обращается к князю, собирающемуся в отъезд, с просьбой просватать ее за Ивана. Князь обещает, и Дашутка уходит. Князь собирается ехать к боярину Полтеву – благодарить за то, что, благодаря его настояниям, с князя снята опала. Молоденькая княгиня, вторая жена князя, холодно относится к этому известию и спокойно прощается с мужем. Увидя Ивана, князь при княгине сватает за него Дашутку. Иван в негодовании заявляет, что на зарится на барские обноски. Князь грозит разделаться с ним по приезде и уезжает. Княгиня в тревоге за Ивана: она любит его и любима.
Действие второе. Сад при доме князя. Дашутка ждет Ивана. Ей и верится и не верится, что он ее любит. Иван, встречая ее, с гневом упрекает в хитрости, не слушает ее возражений и отталкивает ее. «Горюша» причитывает над своей горькой долей. Шум шагов заставляет ее спрятаться в кусты. В сад выходят из терема Иван с княгиней. Они ласково, тихо, беседуют и счастливы: «старому мужу не дозорливо, чужим людям не догадливо». При последних словах Дашутка выходит из кустов и начинает глумиться над княгиней. Иван хочет убить ее, но за нее заступается княгиня. Иван предлагает деньги за молчание и жалеет, что княгиня удержала его от убийства. В это время разражается буря. Любовники уходят в терем, а Дашутка призывает громы небесные на княжий дом.
Действие третье. Обширные сени с помостом для представления пантомимы в доме боярина Полтева. Полтев с гостями уговаривает князя остаться еще на денек и забавляет его «потешными немцами», которые представляют историю любви Аполлона к Дафне и обращения последней в лавровое дерево. Князю комедия скучновата, и боярин веселит его русской песней. Скоморох Щегол поет песню про хмеля, деда стародавнего, который распаляет жен на любовный грех в хмелевую ночь купальскую. Ревность начинает просыпаться в сердце старого князя. За окнами слышна песня Дашутки, обезумевшей от горя. Ее вводят в сени, и она что-то бормочет об измене и о княгине. Князь прощается с боярином и, велев слугам захватить Дашутку, поспешно отправляется домой, мучимый чувством ревности.
Действие четвертое. Горница в доме князя. Княгиня с состраданием вспоминает о Дашутке. Щегол предупреждает Ивана о приезде князя и о том, что Дашутка выдала его и княгиню своим безумным бредом. Иван благодарит скомороха за услугу. Щегол убегает. Иван с горделивым спокойствием ждет князя. Князь велит тащить Ивана в сад и повесить на качелях под окнами, по данному знаку. Князя поздравляют нянюшки и сенные девушки с приездом. Выходит княгиня. Он начинает с ней иронический разговор, который прерывает Дашутка. Дашутка просит не верить ее безумным речам и грозит князю раскрыть княгине его связь с нею и совершенное князем детоубийство. Князь в бешенстве бьет ее ножом. Княгиня видит из окна приготовления к казни и лишается чувств. Дашутка просит разрешения попрощаться с Иваном. Иван в озлоблении сознается, что насмеялся над князем в его отсутствие. Дашутка просит князя простить и Ивана, и жену, и умирает. Князь в раскаянии отпускает Ивана на все четыре стороны, а жене велит идти в монастырь.