А. Гречанинов. Добрыня Никитич
Опера-былина в 3 действиях (4-х картинах).
Сюжет взят из народных былин.
Музыка А. Гречанинова
Действующие лица:
Владимир Красное Солнышко | бас |
Забава Путятична, его племянница | сопрано |
Добрыня-Никитич, богатырь | бас |
Настасья, его жена | сопрано |
Мамелфа, его мать | контральто |
Алеша Попович, богатырь | тенор |
Марина, чародейка | меццо-сопрано |
Богатыри, их жены, народ.Место действия: Киев и владения Змея Горыныча.
Время – эпоха княженья Владимира Красного Солнышка. |
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
В этой опере заметно влияние Римского-Корсакова, учителя Гречанинова, и «Могучей кучки» в целом. Самыми ортодоксально «кучкистскими» из произведений Гречанинова можно назвать первые две его симфонии и оперу «Добрыня Никитич», написанную примерно за шесть лет (1896-1902). Кроме главной былинной темы сюжета и стилистического склада этой оперы, типично почвенной и национальной, во время её написания Гречанинов активно занимался сбором песенного этнографического материала и советовался с наиболее влиятельными участниками «Могучей кучки».
Опера встретила благосклонный приём у Римского-Корсакова, который похвалил добротную работу и написал Гречанинову, что «радуется на оперу и считает её хорошим вкладом в русскую оперную музыку». Поставленная в 1903 году, в Большом театре, опера была встречена спокойно и не имела большого резонанса из-за своей слишком явной традиционности. По общему мнению, она опоздала появиться на сцене — лет на тридцать.
СЮЖЕТ
Действие первое. Двор богатыря Добрыни-Никитича. Утро. Настя, жена богатыря, и Мамелфа Тимофеевна, его мать, прядут и разговаривают про страшный сон, приснившийся Мамелфе и касающийся Добрынюшки. Является Добрыня и просит у матери благословения на ратные подвиги. Он хочет справить службу князю, у которого Змей Горыныч похитил племянницу, Свет-Забаву, дочь Путятичну. Добрыня получает от матери благословение и талисман – чудесный камень-самоцвет. Богатырь просит жену ждать его возвращения шесть лет, а по истечении этого срока позволяет ей выйти замуж за другого, но только не за Алешу Поповича – названного брата Добрыни. Добрыня уезжает, провожаемый благопожеланиями народа. Настя остается одна, глубоко опечаленная. К ней подходит лукавый богатырь Алеша Попович и пристает со своими любовными предложениями. Наигрывая на гуслях, он поет:
«Не грусти: придет Время светлое, — Сердце радостью Вновь согреется, Зацветут в полях Алы цветики, Запоет опять Свет-соловушко. Не мути слезой Ясны оченьки, Слово молви мне, Улыбнись скорей! |
Аль не весело С добрым молодцем Коротать часы За беседою? Словно золото Кудри молодца, — Как огнём горит Грудь могучая. Полюби, душа, Добра молодца, Он отдаст тебе Свою волюшку!» |
Отбиваясь от него, Настя громко зовет на помощь. Является Мамелфа и прогоняет хитрого, но трусливого Алешу палкой. Возвратившийся с проводов народ хохочет над Алешей. Тот, раздраженный насмешками, обещает идти тоже на бой со Змеем Горынычем.
Действие второе. Картина первая.
Близ терема Марины-чародейки, живущей у Змея Горыныча. Пленницы Змея плачут. В глубине сцены пролетает Змей Горыныч. Марина знает, что он летит за новой красоткой, так как надоела ему и она, и Забава Путятична, и сулит Змею погибель. Является Алеша и хвастливо вызывает Змея на бой. В глубине пролетает Змей, настигаемый Добрыней. Алеша в испуге прячется. Добрыня выходит с головой Змея. Алеша уверяет, что его, Алешу, прислал к Добрыне на помощь князь Владимир. Оба хотят разгромить замок Змея Горыныча, но в дверях показывается Марина с невольницами. Она очаровываетбогатырей и увлекает их в терем.
Картина вторая. Хоромы в тереме Марины.
Марина колдует над спящими Алешей и Добрыней. Она признается себе самой, что не в силах побороть свою страсть к Добрыне. Колдуя, чтобы приворожить его к себе, она приговаривает:
«Мраком забвения
Пусть проливаются
В сердце Добрынюшки
Чары любви!
Страстью безумною,
Негой горячею
Пусть загорается
Пламень в крови!
Воля могучая,
Мощь богатырская
Пусть покоряются
Власти моей!»
Она будит Добрыню. Тот просыпается и, увидев Марину, пленяется ее красотой. Между ними происходит любовная сцена. По знаку Марины собираются девы, и начинаются танцы. В это время просыпается и Алеша. Заметив, как Добрыне вскружила голову Марина, он решает про себя отправиться в Киев и предупредить Добрыню, выдав себя за победителя Змея. Он незаметно убегает.
Нежная сцена между Мариной и Добрыней вдруг прерывается голосом пленной Забавы. На шее богатыря загорается материнский талисман и спасает его от искушения. Добрыня замахивается на Марину мечом. Марина обращается в птицу и улетает. Добрыня идет разыскивать пленных и вскоре возвращается с ними и Забавой. Освобожденные пленники поют радостную песню о своем избавлении и предстоящем возвращении на родину, в Киев.
Действие третье. Гридница князя Владимира. Сговорный пир. На красном месте – Алеша попович и «вдова» Настя, которая идет замуж «силою, неволею». Жених, не стесняясь, врет о своей победе над Змеем Горынычем и о том, что он видел умирающего Добрыню. Между тем появляется калика перехожий с гуслями в руках. По просьбе настии он начинает «играть» песню и в ней аллегорически повествует про изменницу-жену:
«Из-за гор было, гор высоких,
Из-за лесу, лесу темного,
Из-за садика зеленого
Вылетает млад-ясен сокол.
Он по кустиками полетывал,
По березничку погуливал,
Нагулявшись, полетел в свое гнездышко.
Прилетевши, не нашел он в нем подруженькт.
— Уж вы птицы, вы, соколики,
Не утайте, расскажите мне:
Уж куда моя, куда делася,
Куда запропастилась моя подруженька?
Уж твоей, сокол, подруженьки нет как нет,
Нет как нет, и не видать ее.
Ты ищи кК в темном лесу,
В темном лесу, в частом ельнике,
В частом ельничке, в березничке,
Там она с другим гнездо вьет,
Гнездо вьет, не своей волей живет».
Этот калика оказывается затем переодетым Добрыней, его узнает Настя по кольцу, которое он бросает в чашу. Добрыня прощает Настю и подсмеивается над князем, который верит Алеше и еще выдает за него жену законную при живом муже! Алеша убегает. Входит Мамелфа и приветствует сына; за ней – освобожденные Добрыней Забава, пленники и народ, которые славят Добрыню. Общее ликование и радость.