У. Гаджибеков. Кёр-оглы
Опера в пяти актах
Либретто М. С. Ордубады и Г. Исмаилова
Музыка У. Гаджибекова
Действующие лица:
Алы, старик, коновод у Гасан-хана | бас | |
Ровшен (впоследствии Кёр-оглы), его сын | тенор | |
Нигяр, возлюбленная Ровшена | сопрано | |
Эйваз, ее брат | тенор | |
Гасан-хан | баритон | |
Ибрагим-хан | приближенные Гасан-хана | бас |
Гамза-бек | тенор | |
Эхсан-паша | тенор | |
Полад, слуга Гасан-хана | тенор | |
Шут Гасан-хана | тенор | |
Придворная певица | сопрано | |
Надир | крестьяне | тенор |
Вели | тенор | |
Полководцы — 1-й, 2-й, 3-й | тенора | |
Глашатаи — 1-й, 2-й, 3-й | тенора | |
Крестьяне, гости хана, вельможи, воины Кёр-оглы, воины хана, танцовщицы, свита Гасан-хана. | ||
Действие происходит в Азербайджане в конце XVI века. |
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
В основу сюжета оперы положен популярный народный эпос «Кёр-оглы», сохранившийся в репертуаре народных певцов до наших дней. В нем отражены события конца XVI — начала XVIIвека, когда азербайджанскому народу приходилось бороться и против местных феодалов и против ирано-турецких завоевателей. Герой эпоса — страстный борец за свободу и счастье народа Кёр-оглы (что в переводе означает сын слепца). Народная фантазия наделила его богатырской силой и беззаветной храбростью. Но Кёр-оглы не только мужественный предводитель повстанцев. Он и вдохновенный ашуг, то есть народный певец, импровизирующий под аккомпанемент саза (струнного народного инструмента). Поэтические стороны его души раскрываются во взаимоотношениях с невестой, самоотверженной Нигяр.
Гаджибеков работал над оперой с 1932 по 1936 год. Композитор стремился, по его словам, «создать национальную по форме оперу, используя достижения современной музыкальной культуры». В этом ему помогло глубокое знание азербайджанского фольклора: в то же время он трудился над капитальным научным исследованием «Основы азербайджанской народной музыки» (завершено в 1945 году). Работая над «Кёр-оглы», композитор изучал также музыку той эпохи, в которую развертывается действие оперы; балетные сцены, по словам автора, «написаны в стиле музыки XVII века».
Премьера оперы состоялась 30 апреля 1937 года в Баку в Театре оперы и балета имени М. Ф. Ахундова. Через год опера была показана в Москве на декаде азербайджанского искусства. Произведение вошло также в репертуар оперных театров Туркмении, Армении и Узбекистана.
СЮЖЕТ
Весеннее утро. На зеленеющих полях южного Азербайджана работают крестьяне. Невесело у них на душе. Народ измучен непосильным трудом и непрестанными поборами, чинимыми его могущественным властелином — жестоким Гасан-ханом. Вот и сам хан со своими приближенными. При его появлении крестьян разгоняют кнутами. Гасан-хан требует поймать для него лучшего коня. Но старик-табунщик Алы на свою беду уже угнал коней на пастбище. Напрасно он пытается объяснить, что сделал это без злого умысла, — хан велит ослепить старца. Сыну Алы Ровшену сообщает о несчастье его возлюбленная Нигяр. Теперь ты — Кёр-оглы (сын слепца), — горестно говорит старый табунщик сыну. Скорбь и гнев охватывают крестьян. Ровшен, принявший новое имя — Кёр-оглы, призывает народ отомстить хану за все его злодеяния и поднять восстание. Крестьяне полны решимости начать борьбу. Избрав Кёр-оглы своим предводителем, они уходят в горы. Нигяр по просьбе возлюбленного остается, чтобы сообщать восставшим о всех замыслах врага.
В пышных покоях Гасан-хан с почестями принимает гостя — турецкого пашу Эхсана. Встревоженные набегами повстанцев, они решили покончить с недавней враждой и заключить военный союз. Веселье прерывается появлением сборщиков подати. В страхе они докладывают, что Кёр-оглы со своим отрядом отнял всю собранную подать. Посовещавшись с полководцами, Гасан-хан решает двинуть на мятежников большое войско. Но шут Телхек заявляет, что нужен всего-навсего лишь один хитрец. Если похитить у Кёр-оглы его любимую лошадь, то он всюду будет ее разыскивать. И тогда совсем нетрудно будет схватить бунтовщика. Хитроумный план всем понравился. За его выполнение берется богатый сановник Гамза-бек. Но он ставит условие — в награду Гасан-хан должен дать ему красавицу Нигяр. Явившись по требованию хана, Нигяр узнает о коварном замысле. Она тайно отправляет своего брата Эйваза предупредить Кёр-оглы.
Военный лагерь повстанцев в крепости Ченли-бель, расположенной в неприступных горах. Кёр-оглы с группой воинов возвращается из очередного успешного похода. С ними пришло пополнение — бедняки из Армении, Грузии, Курдистана. В разгар торжества по случаю новой победы на площади появляется Гамза-бек, переодетый нищим. Он умоляет дать ему приют — хан вконец разорил его. Узнав, что пришелец был конюхом, доверчивый Кёр-оглы поручает ему уход за своим конем Кыр-атом. Тщетно друзья предостерегают его — вдруг это шпион Гасан-хана! Но Кёр-оглы спокоен — в таком случае Нигяр предупредила бы его. Вечереет. Начинается гроза. Воспользовавшись непогодой и безлюдьем, Гамза-бек уводит Кыр-ата и скрывается в темноте. Караульные подымают тревогу, но уже поздно.
Довольный удачей, Гасан-хан весело пирует со своими вельможами. Вдруг он видит в зале молодого ашуга с сазом в руках. Это — переодетый Кёр-оглы. Гасан-хан возмущен дерзостью пришельца, не изволившего даже поклониться. Но прекрасное пение ашуга приводит его, как и всех присутствующих, в восторг. Чтобы узнать, здесь ли похищенный конь, Кёр-оглы предлагает спеть песню о знаменитом Кыр-ате. Хан удивлен, но соглашается. Прослушав песню, он хвастается, что конь этот находится в его конюшне. Ашуг выражает сомнение, и Гасан-хан велит своему слуге Поладу привести Кыр-ата. Кёр-оглы поет новую песню. Но в этот момент появляется Гамза-бек. Он сразу же узнает в ашуге Кёр-оглы и приказывает слугам схватить и покрепче связать его. Гасан-хан ликует. Вводят Нигяр, обещанную Гамза-беку. При виде возлюбленной Кёр-оглы овладевают противоречивые чувства. Ведь Нигяр ни о чем его не предупредила… быть может, она предательница? Гасан-хану докладывают, что пойман юноша, спешивший с доносом в Ченли-бель. Пойманный — Эйваз, брат Нигяр. Хан зовет палачей, чтобы выпытать у доносчика имя того, кто его послал. Тогда Нигяр смело признает — это сделала она. Девушка бросает в лицо вельможам слова презрения и ненависти. Этого Гамза-бек не может выдержать. С ножом он бросается на Нигяр. Но тут Кёр-оглы удается разорвать сковывавшие его цепи. Ударом кулака он убивает Гамза-бека. Затем, воспользовавшись всеобщим замешательством, вскакивает на Кыр-ата и мгновенно исчезает. Нет предела гневу хана. Он приказывает казнить Нигяр, ее брата и конюха Полада.
Глашатаи сзывают народ на площадь — готовится казнь. В толпе слышен ропот. Гасан-хан, явившийся со своими приближенными, велит оцепить эшафот войсками и первой казнить Нигяр. Но преступлению не суждено свершиться. Внезапно во главе большого отряда врывается Кёр-оглы, и после короткой схватки дружина хана разгромлена. Народ славит своего героя.
МУЗЫКА
«Кёр-оглы» — монументальная народно-героическая опера, насыщенная развернутыми массовыми сценами. Ее драматичный сюжет воплощен с эпической широтой. Музыка оперы тесно связана с азербайджанским фольклором. В симфонический оркестр введены азербайджанские народные инструменты — зурна, тар, кеманча и другие, что подчеркивает национальный колорит. Национальная характерность сочетается с мастерским использованием выразительных средств и форм классического оперного искусства.
Увертюра, построенная на музыкальном материале оперы, сжато выражает ее идею. Музыка развивается от призывного лейтмотива повстанцев к мелодии победного финального хора; в среднем разделе звучат темы главных героев — Кёр-оглы и Нигяр.
Первый акт обрамлен хоровыми сценами, в которых показан перелом в настроениях народа, вначале забитого, подавленного, затем поднявшего знамя восстания. Горестный хор «Даль полей» предшествует проникнутому отчаянием рассказу Нигяр «Беда! К нам хан». Мотив оркестрового вступления к этому хору в дальнейшем приобретает значение лейтмотива. Дикий и злобный облик Гасан-хана очерчивает его воинственное ариозо «Только кнут признает». В другом ариозо Гасан-хана «Всех людей я знатней» передано его упоение собственным величием. Печально, покорно звучит ариозо Алы «Никакой коварной цели»; оно повторяется в конце акта, в сцене с Ровшеном. Ариозо Нигяр «Жесток Гасан-хан» полно гневного протеста. Следующая за ним ария Нигяр «Ровшен, мой любимый» окрашена в мечтательные, а затем в порывисто-страстные восторженные тона. Легкий подвижный танец крестьян подготавливает радостное ариозо Ровшена «Лишь увидел», написанное в стиле ашугских песен. Героикой и воодушевлением проникнут дуэт Нигяр и Ровшена «Нас месть зажгла». Дуэту близко по настроению ариозо Ровшена «Где взять силы», негодующее и призывное, выдержанное в маршеобразном ритме. Завершается акт гимническим хором «Кто изведал».
Второй акт посвящен обрисовке Гасан-хана и его окружения. Радостное возбуждение хана, предвкушающего союз с пашой, выражено в его арии «В дорогой мой фарфор». Мелодия средней части арии вновь звучит в родственном по характеру дуэте Гасан-хана и Эхсан-паши «Огня дружба сильней» (во втором разделе). Безмятежным танцам — плавному и стремительному — контрастирует хор перепуганных сборщиков подати «Дань с крестьян», пронизанный взволнованно пульсирующим ритмом. В центре акта — куплеты шута «У Кёр-оглы славный есть конь» в характере задорного танца. Проникновенная ария Нигяр «Как легкий дым» овеяна глубокой тоской и мечтой о встрече с любимым.
Третий акт представляет собой масштабную хоровую сцену. Начальный хор «Ченли-бель, крепость» наделен суровой и мужественной силой. Боевую песню Кёр-оглы с хором «Пусть грохочет гром» отличает ораторски приподнятый речитатив, характерный для ашугского искусства. Следующее ариозо Кёр-оглы «Все нам братья» отмечено задушевной теплотой и страстной убежденностью. Ариозо перерастает в темпераментный хор «Кто изведал боль оков», мелодию которого подхватывает Кёр-оглы в монологе с хором «В Ченли-беле гнета нет!» Музыке, в которой запечатлено радостное сознание повстанцами своей силы, противостоят жалобные причитания Гамзы-бека. В арии Кёр-оглы «Тебе предан я» слышится светлая грусть и глубокое страстное чувство. Веселый танец и торжественная клятва Кёр-оглы с хором в характере величественного гимна сменяются оркестровым эпизодом, живописующим картину грозы. Акт завершается негодующими репликами хора.
В четвертом акте характеристика хана и его окружения сопоставлена с музыкальными портретами Кёр-оглы и Нигяр. Открывающая действие меланхоличная любовная песни ханендэ (певицы) с хором «Вино горит в бокале» обрамлена танцевальными мелодиями. Три песни Кёр-оглы, полные вдохновения и благородного изящества, выдержаны в характере ашугского искусства: первая — «Лишь увидел», уже звучавшая в первом акте, вторая — «Пою вам я» (сказ о коне Кыр-ате) и третья — «Вновь с тобой». В арии Гасан-хана «Хоть искал в небесах» выражено злорадное торжество и самодовольство. Обличительный монолог Нигяр «Вы — толпа палачей» дышит отчаянной решимостью и мужеством.
В пятом акте два контрастных раздела: в первом воплощена мрачная атмосфера готовящейся казни, второй — рисует победное торжество народа. Вначале нарочито примитивному и бездушному звучанию ансамбля «Будешь хану непокорен» (Гасан-хан и его приближенные), напыщенным речитативам вельмож противостоят эмоционально выразительные горестные хоры народа «Каждый день одни мученья» и «Не руби, о хан». Ариозо Кёр-оглы «О Нигяр» согрето сердечным теплом и нежностью. Опера завершается жизнерадостными танцами и ликующим хором «Настал великий праздник».