Главная страница > Вебер К. > ВОЛЬНЫЙ СТРЕЛОК

ВОЛЬНЫЙ СТРЕЛОК



Опера в трех актах

 Либретто Ф. Кинда

 Действующие лица:

Оттокар, богемский князь баритон
Куно, лесничий бас
Агата, его дочь сопрано
Анхен, подруга Агаты сопрано
Маддалена, его сестра меццо-сопрано
Джованна, служанка Джильды меццо-сопрано
Каспар } охотники бас
Макс тенор
Килиан, богатый крестьянин тенор
Самьель, «черный охотник» без пения
Паж сопрано
Офицер баритон

Крестьяне, охотники, девушки, музыканты.

Действие происходит в Богемии (Чехии) вскоре после Тридцатилетней войны (1618—1648).

 

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Сюжетом оперы послужила старинная, широко распространенная в Германии и Чехии легенда о юноше, который заключил договор с дьяволом. Заколдованные пули, полученные от «черного охотника», приносят юноше победу в стрелковом состязании, но последняя пуля смертельно ранит его невесту.

Желание сочинить оперу возникло у Вебера в 1810 году, когда он познакомился с этой колоритной легендой в «Книге страшных историй» немецкого писателя-романтика А. Апеля. Легенда привлекла Вебера картинами немецкого народного быта, поэзией лесной природы, фантастическими образами. К осуществлению своего намерения композитор смог приступить лишь в 1817 году. Либретто оперы, написанное Ф. Киндом (1768—1843), отличается от своего первоисточника благополучным концом: в столкновении добра и зла побеждают светлые силы. С миром мрачной, зловещей фантастики связан продавший душу дьяволу охотник Каспар. Макс — жених Агаты — отмечен типично романтическими чертами психологической раздвоенности: влиянию Каспара, за которым стоят адские силы, противостоит обаяние душевной чистоты любящей Агаты, светлый образ которой обрисован Вебером с большой теплотой. Действие разворачивается на фоне бытовых сцен, с которыми контрастируют фантастические эпизоды.

Созданная в обстановке бурного национально-освободительного подъема, опера «Вольный стрелок» отвечала чаяниям передовой демократической аудитории. Премьера, состоявшаяся в Берлине 18 июня 1821 года, прошла с исключительным успехом — опера приветствовалась не только как выдающееся художественное явление, но и как произведение большого патриотического значения.

СЮЖЕТ

На деревенской площади весело и многолюдно. Крестьяне и охотники упражняются в стрельбе в цель. Среди них Каспар. Люди сторонятся его — ходят слухи, будто Каспар связан с дьяволом. С веселыми шутками приветствует народ победителя — крестьянина Килиана. Лишь молодой охотник Макс озабочен и угрюм. Еще недавно он был лучшим стрелком в деревне, но теперь его преследуют неудачи. И сегодня он позорно промахнулся. Крестьяне во главе с только что провозглашенным королем стрелков Килианом высмеивают неудачника. Выясняется, что на завтра князь Оттокар назначил решающее состязание. Макс в отчаянии: если он завтра не победит, то не сможет жениться на любимой им Агате, дочери лесничего Куно, которая, по старинному обычаю, должна стать женой самого меткого стрелка. Надвигается вечер. На опустевшей площади остается один Макс; Агата давно уже ждет его. Но что он может сказать ей? Незаметно подкравшийся Каспар предлагает удрученному юноше помощь. Макс сможет победить, если последует совету Каспара. Он дает Максу ружье, заряженное волшебной пулей. Выстрел — и огромный орел падает к ногам юноши. Каспар уговаривает Макса прийти в страшную Волчью долину, чтобы там отлить волшебные, бьющие без промаха пули. Но Макс колеблется: Волчья долина пользуется дурной славой. И только мысль о горе, которое принесет его неудача Агате, заставляет Макса решиться на этот шаг.

Агата с нетерпением ждет возвращения жениха. Неясная тревога овладевает девушкой — ей кажется, что их любви угрожают какие-то таинственные силы. Веселая и легкомысленная Анхен безуспешно пытается развлечь подругу. Оставшись одна, Агата открывает дверь на балкон. Слышны шаги — это Макс. Он встревожен и торопится уйти, говоря, будто подстрелил оленя и этой ночью должен пойти за ним в Волчью долину. Агата и Анхен в ужасе: в Волчьей долине бродит «черный охотник», и тех, кто с ним встретится, ждет проклятие. Не слушая их, юноша уходит.

Таинственная и мрачная местность, окруженная горами. Месяц скрылся в облаках, надвигается гроза. Слышатся наводящие ужас голоса невидимых духов. Здесь царство «черного охотника» Самьеля. Бьет полночь. Каспар вызывает Самьеля. Он заключил договор с дьяволом, и завтра истекает его срок — Каспара ждет ад. Он умоляет Самьеля отсрочить страшный час. Вместо себя он приготовил другую жертву — скоро сюда за волшебными пулями явится Макс. Самьель согласен. Шестью пулями молодой охотник сможет располагать свободно, седьмой же выстрел принадлежит Самьелю, Макс все еще колеблется. Призрак матери пытается остановить его, но Самьель вызывает образ Агаты. Максу мерещится, что его невеста ищет смерти в бурном водопаде. Он решительно спускается в долину. Под страшные раскаты грома Каспар отливает заколдованные пули.

Агата готовится к свадьбе. Тяжелые предчувствия терзают ее. Девушке привиделся страшный сон — будто она превратилась в белую голубку, и Макс стрелял в нее. Преданная Анхен пытается уверить Агату, что страх напрасен. Девушки приносят подвенечный наряд. Агата раскрывает коробку — перед ней погребальный убор.

На лесной поляне пирует с охотниками князь Оттокар. Все восхищены меткостью Макса — сегодня ему удивительно везет. Максу предстоит сделать еще один, решающий выстрел. Он целится в сидящую на кусте белую голубку. Внезапно за кустом появляется Агата, но поздно — Макс уже выстрелил. Все бросаются к распростертой на земле девушке, однако она невредима. С дерева падает смертельно раненный Каспар. Седьмая, принадлежащая дьяволу пуля, попала ему в сердце. Невидимый для остальных, за душой Каспара является Самьель. Каспар умирает с проклятием на устах. Макс чистосердечно признается, какими пулями было заряжено его ружье. Возмущенный князь изгоняет Макса. Напрасно молят за него и Агата, и старый Куно, и весь народ. Но вот из толпы выходит отшельник, живущий в лесу. Покровитель доброй и чистой Агаты, это он отвел от нее пулю. Отшельник призывает отменить несправедливый обычай: счастье юных сердец не должно зависеть от удачи в стрельбе. Макс же заслуживает снисхождения — ведь им руководила любовь. Свадьба Макса и Агаты откладывается на год. Все славят мудрого отшельника.

МУЗЫКА

«Вольный стрелок» — одно из лучших творений немецкого национального романтического театра. Обратившись к жанру зингшпиля, Вебер применил необычные для него широкие оперные формы, насытив их драматизмом, богатством психологических оттенков. Наряду с развернутыми музыкальными портретами основных героев значительное место в опере занимают бытовые сцены, тесно связанные с немецкой народной песенностью. Ярко выразительны фантастические эпизоды и музыкальные пейзажи, в которых проявилось колористическое богатство оркестра Вебера.

Большая увертюра построена на музыкальных темах оперы. Плавная мелодия валторн, претворяя поэзию старинных охотничьих легенд, рисует романтически таинственную картину леса. Основной раздел увертюры посвящен обрисовке противоборствующих сил. Заканчивается она ослепительно-торжественной кодой.

В первом акте на фоне жизнерадостных массовых сцен возникают разнообразные музыкальные характеристики. Хоровая интродукция передает картину крестьянского празднества, ее музыка имеет народный характер; марш звучит так, словно его исполняют сельские музыканты; наивность и простота выражения отличают незатейливый деревенский вальс. Резкий контраст вносит ария Макса «Горем скован, как цепями», полная смятения и тревоги. В застольной песне Каспара «Что б мы были без вина» увлекают острый ритм, стремительность движения. Его образ далее развивается в арии «Нет, нет, погибнуть должен он», где угловатая мелодия сочетается с ритмами неистовой дьявольской пляски.

Второй акт делится на две резко противостоящие картины. Грациозная ариетта беспечной Анхен «Юноша, если красивый» оттеняет глубину чувств и душевную чистоту Агаты в ее арии-сцене «Усну ль я, не дождавшись»; чередование выразительных речитативов и пленительных песенных мелодий правдиво передает душевные движения девушки, заключительная же часть арии полна блеска, света и радости.

Во второй картине драматическое напряжение растет. Решающая роль здесь отведена оркестру. Необычно звучащие аккорды, мрачные, глухие тембры, наводящие ужас завывания невидимого хора создают таинственную, фантастическую картину. В центральном эпизоде — сцене литья волшебных пуль — музыка с потрясающей наглядностью изображает дикий разгул дьявольских сил.

Третий акт состоит из двух картин. В первой преобладают спокойно-идиллические настроения. Каватина Агаты «Толпами ходят в небе тучи» овеяна поэтичной, светлой грустью. В мягкие нежные тона окрашен хор подружек, чутко воссоздающий черты национальной песенности.

Вторая картина открывается темпераментным хором охотников, в мелодии которого слышатся отзвуки охотничьих рогов; хор этот, близкий немецким народным песням, получил мировую известность. Финал оперы представляет собой развернутую ансамблевую сцену с хором, в конце которой с радостным подъемом звучит музыкальная тема, уже знакомая по увертюре и заключительной части арии Агаты из второго акта.

Комментировать

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.