Главная страница > Василенко С., Россия > Сергей Никифорович Василенко (1872-1956)

Сергей Никифорович Василенко (1872-1956)



Сергей ВасиленкоСергей Никифорович Василенко (1872-1956) – русский и советский композитор.

Учиться был отдан в известную гимназию-пансион Креймана. Серьёзно обучаться музыке начал с 1888 года, стал брать частные уроки у Ричарда Ноха, затем — у А. Т. Гречанинова (теория музыки), Г. Э. Конюса (композиция) и Сергея Протопопова (гармония). Но по желанию отца поступил на юридический факультет Московского университета (учился там в 1891—1896 году).

Встреча с П. И. Чайковским оставила большое впечатление, и планы юноши переменились. В 1895 году он, оставив университет, поступает в Московскую консерваторию. В мае 1901 года он её оканчивает с золотой медалью (по классам контрапункта и фуги у С. И. Танеева, композиции у М. М. Ипполитова-Иванова и дирижирования у В. И. Сафонова) и путешествует по Турции, Италии, Австрии, Швейцарии, Франции, посещает Германию, Голландию, Норвегию, Египет.

 В 1903—1905 годах был дирижёром Московской частной оперы Мамонтова, в 1907 году организовал цикл общедоступных «Исторических концертов» и в течение десяти лет дирижировал ими. В том же 1907 году получил место профессора оркестровки и композиции в Московской консерватории, работал на этой должности до самой смерти (с перерывом в 1941—1943 годах). С 1918 года организатор и руководитель общедоступных концертов и концертов-лекций в Москве, в 1925 принимал участие в организации радиотрансляций классической музыки. Совместно с М. А. Ашрафи в 1938 году в Ташкенте работал над созданием первой узбекской оперы «Буран». За годы работы в Московской консерватории воспитал ряд известных музыкантов, среди которых А. В. Александров, А. Н. Александров, Н. С. Голованов, М. Абдраев и др.

Ранние сочинения Василенко отмечены влиянием русского фольклора и старообрядческих напевов, с 1906 года прослеживается связь творчества композитора с поэзией символизма (оркестровые пьесы «Сад смерти» и «Полёт ведьм», романсы на стихи А. А. Блока и В. Я. Брюсова), между 1910 и 1920 он начинает интересоваться народной музыкой Востока и уже в советское время неоднократно использует её мотивы в своих произведениях (балеты «Нойя» и «Иосиф Прекрасный»). Его произведения отличаются богатой колористической оркестровкой, яркой, блещущей остроумием и игрой фантазии музыкой. Василенко — автор учебного пособия «Инструментовка для симфонического оркестра» и книги воспоминаний, вышедшей в Москве в 1979 году.

Написал несколько дополнительных номеров к балету Ц. Пуни «Эсмеральда» в редакции Р. М. Глиэра.

С. Н. Василенко умер 1 марта 1956 года. Похоронен в Москве на Введенском кладбище в Москве.

Поделиться: