Главная страница > Падеревский И. > Игнаций Ян Падеревский

Игнаций Ян Падеревский



Ян Игнаций Падеревский

Игнаций Ян Падеревский родился 6 (18) ноября 1860 года в селе Куриловка Подольской губернии (ныне Украина). Ученик Лешетицкого и Яноты в Варшаве. Известный пианист и композитор. Был также государственным и общественный деятелем.

В детстве брал уроки игры на фортепиано у Петра Совинского, но в основном был самоучкой. Прирождённый талант и большое трудолюбие позволили ему быстро добиться значительных успехов, и летом 1872 года он смог поступить в Варшавский институт музыки. В последующие несколько лет Падеревский жил в Варшаве и зарабатывал на жизнь преподавательской и композиторской деятельностью.

Его концерты в Европе (с 1887 в Вене, в 1889 в Париже, позднее также в России) и в Северной Америке создали имени Падеревского огромную известность. Будучи пианистом романтического стиля, Падеревский сочетал в своём искусстве утончённость, изысканность и изящество деталей с блестящей виртуозностью и огненным темпераментом. Падеревский больше всего известен как исполнитель и непревзойденный интерпретатор Ф. Шопена. Как немногие музыканты, Падеревский обладал удивительной, гипнотической и отчасти «демонической» внешностью, манерой двигаться, голосом и стилем, которые делали его концерты совершенно феерическими.

Падеревский часто бывал в доме одной немолодой четы – страстных любителей и больших знатоков музыки Моцарта. Они очень любили, когда Падеревский исполнял произведения их любимого композитора, и он охотно играл для них. В конце концов, наступил вечер, когда весь моцартовский репертуар Падеревского был исчерпан. Но хозяева настойчиво просили сыграть именно Моцарта. Тогда Падеревский сыграл менуэт.
- Когда же Моцарт написал эту прелестную вещицу? – разволновались старики.
- Только что, – скромно ответил Падеревский.

Кроме фортепианных пьес, из которых некоторые пользовались популярностью, он написал оперу «Манру», впервые поставленную в Киеве в 1902 году, а также фортепианное трио, сонату и проч. «Манру» – единственная опера польского композитора на польском языке, исполненная в «Метрополитен-опера». Опера написана на либретто Альфреда Носсига по роману Юзефа Крашевского «Дом за деревней» («Chata za wsia») и повествует о любви молодого цыгана к польской крестьянке. Как и в случае с симфонией, после успешных первых представлений публика потеряла интерес к опере из-за недостатка драматизма в её музыке. Композитор не смог полностью реализовать решение сюжета, основанного на проблеме расовых и культурных конфликтов, которая в начале XX века стала весьма актуальной.

Одно время (1879 г.) состоял преподавателем Варшавского музыкального института, а позже – Страсбургской консерватории.

С начала 1910-х годов Падеревский начал участвовать в политической жизни Польши, поддерживая идею о её независимости. В 1913 году он обосновался в США, однако с началом Первой мировой войны вернулся в Европу, где стал одним из членов Польского Национального комитета в Париже. В 1919 г. был назначен премьер-министром освободившейся Польши, но подал в отставку в декабре того же года.

В 1936 году Падеревский снялся в фильме «Лунная соната», посвящённом его исполнительскому искусству.
«Эта соната навеяна воспоминаниями о любимой, – объяснял Падеревский на уроке своему ученику. – Ее играть надо как песню любви, обращенную к невесте».
Молодой человек садится за фортепиано и играет сонату. Спустя некоторое время Падеревский восклицает: «Послушайте, мой дорогой, вы играете так, будто обращаетесь к теще…»

Умер от воспаления легких 29 июня 1941 года в Нью-Йорке во время тура, проводимого в целых сбора средств для своего благотворительного фонда.

Когда Падеревский совершал турне по Северной Америке, ему по телеграфу предложили за довольно значительную сумму выступить в небольшом городке. Маэстро с удовольствием принял это предложение. Но когда в назначенный день и час он прибыл на концерт в битком набитый зал, оказалось, что на эстраде стоит лишь… механическое пианино наподобие большой шарманки. Найти фортепиано – об этом не могло быть и речи. Срыв концерта грозил неприятностями. Отважившись, Падеревский подсел к пианино, поклонился, схватил рукоятку и крутил ее, пока все “номера” не были сыграны. Оглушительные крики “браво”, “бис” красноречиво свидетельствовали о восторге публики. На следующий день в другом городе Падеревский дал концерт на настоящем “Стейнвее” – его исполнение было принято публикой с большим воодушевлением, но… все же не так восторженно, как на предыдущем концерте.

5 июля 1992 года останки музыканта были перевезены в Варшаву и торжественно перезахоронены в соборе Святого Иоанна.