Главная страница > Верстовский А. > Аскольдова могила

Аскольдова могила



Драматическая опера в 4 действиях. Либретто М. Н. Загоскина. Музыка А. Н. Верстовского

 Действующие лица

Алексей, рыбак бас
Надежда, его дочь сопрано
Всеслав, сирота тенор
Тороп, певец тенор
Неизвестный бас
Вышата, великокняжеский ключник бас
Стемид, стремянной великого князя бас
Фрелаф, варяжский воин тенор
Френкал, варяг тенор
Буслаевна, старуха при дворе меццо-сопрано
Вахрамеевна, колдунья контральто
Часовой бас
Воины, рыбаки, христиане и христианки, работники, девушки.
Место действия – Киев. Время – X век, в княжение Святослава Игоревича
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Для композитора эта опера стала его подарком на день рождения супруге (тогда еще неофициальной, поскольку по тому времени гражданские браки, не заключенные в церкви, официальными не признавались) — артистке Московской императорской труппы Надежде Васильевне Репиной. Ей предназначалась главная партия героини, которая по сценарию звалась тоже Надеждой.

Либретто оперы написано М. Н. Загоскиным по его же собственному роману, который не имел особого успеха у критики и читателей.

Впервые опера была поставлена в 1835 г. В Москве на сцене Большого театра.

СЮЖЕТ

Действие первое. Дикий берег Днепра. Вдали великокняжеский дворец. Около берега рыбачьи хижины. Рассвет. Дочь рыбака Надежда, в ожидании своего жениха язычника Всеслава, воспевает красоту природы:

Как чисты небеса!
Ах, как приятен свет!
Вот скоро солнышко проглянет,
А друг мой все нейдет Всеслав!
Ах! Нет!
Где ты, жених мой ненаглядный,
Всеслав, мой верный, милый друг?
Всеслав, души моей любимец,
Спеши обрадовать меня!
Мы вместе каждый день с тобою
Встречаем солнечный восход,
И вместе над Днепром широким
Внимаем томным песням соловья.
Но ты нейдешь, я жду напрасно.
Изныло сердце все во мне!
Приди, приди, мой ненаглядный!
Спеши, спеши обрадовать меня!
В тебе одном мое все счастье,
В тебе все радости мои!
Приди, приди ком не скорее,
Всеслав, мой нежный, милый друг!

Вскоре появляется Всеслав и объясняет свое опоздание тем, что встретился с каким-то Неизвестным, обещавшим открыть ему такую тайну, которая сделает его счастливейшим человеком. В дальнейшей беседе Всеслав заявляет Надежде, что решил принять ее веру, то есть перейти в христианство, и тогда они заживут счастливо. Из хижины выходит отец Надежды, Алексей, и наказывает дочери строго не выходить сегодня из дому, так как сегодня за городом будут происходить буйные забавы язычников. Надежда и Всеслав уходят. Собираются рыбаки. В это время подплывает на лодке Неизвестный и прислушивается к разговору Алексея с рыбаками, которые выражают тревогу по поводу долгого отсутствия Киевского великого князя Святослава. Неизвестный принимает участие в их разговоре и непочтительно отзывается о Святославе. Затем он воспевает привольное и веселое время при младшем князе Аскольде:

В старину живали деды
Веселей своих внучат:
Как простую пили воду,
Мед и крепкое вино!
Веселились, потешались,
Пировали круглый год.
Вот как жили при Аскольде
Наши деды и отцы!
Люди ратные не смели
Брать все даром на торгу
И лишь греков обижали
И заезжих поморян!
В пояс кланялись народу
И честили горожан.
Вот как жили при Аскольде
Наши деды и отцы!
Без варягов управлялись
С печенежской мы страной
И Византию громили,
И с косогов брали дань,
И всех били киевляне,
Как их бьют теперь самих.
Вот как жили при Аскольде
Наши деды и отцы!

Рыбаки подозревают, что неизвестный подослан врагами, чтобы мутить народ, и уходят, не желая слушать его дерзких речей. Является певец Тороп и сообщает Неизвестному о предстоящем обручении Всеслава с его знакомой молодой христианкой, дочерью рыбака, Надеждой, которой он, Тороп, несет теперь в подарок от жениха веретено. При этом он хвалит ее красоту и выражает удивление, что она до сих пор не попала в терем великокняжеского ключника Вышаты, который не пропускает ни одной красавицы. Неизвестный тут же задумывает похитить у Всеслава невесту и велит Торопу передать Всеславу, что он будет ждать его на Подоле, около Велесовой божницы, чтобы открыть ему одну важную тайну. Он же берется передать подарок Торопа Надежде, чтобы иметь возможность поговорить с ней. Тороп уходит. Собирается народ на гулянье. Девушки ведут хоровод. Варяг Фрелаф бросается к одной из девушек, чтобы поцеловать ее. Неизвестный освобождает ее от преследователя, выбивает из рук Фрелафа меч, а взамен его предлагает ему в насмешку веретено. Фрелаф уходит, провожаемый смехом толпы.

Действие второе. Картина первая. В великокняжеском тереме пируют русские и варяжские витязи, в числе их и Всеслав. Витязи подшучивают над Фрелафом и один из них Стемид выводит Фрелафа своими насмешками из терпения. Фрелаф вызывает насмешника на поединок. Вводят певца Торопа. Он поет балладу про храброго витязя Звенислава и его возлюбленную красную девицу Милосвиту. Однажды витязь этот отправился в Русалкин день на охоту против желания своей милой, но назад витязь уже не возвращался, так как был загублен нечистой силой в дремучем лесу в полночный час. После этого Милосвита в отчаянии бросилась в Долобское озеро и с тех пор, говорят, по вечерам выходит из воды на берег и выкрикивает: «Не забывал бы ты, добрый молодец, час полуночный!» Всеслав, поняв скрытый смысл сказки, уходит, сказавшись больным. Появляется Вышата и в разговоре с витязями жалуется на то, что в Киеве почти вывелись красавицы. Потом он предлагает витязям гурьбой отправиться сегодня на христианский праздник на Подоле, где должны быть красивые девушки. Предложение охотно принимается. Все уходят, распевая песни.

Картина вторая. Берег Днепра. В глубине – развалины христианского храма. Лунная ночь. Христиане робко пробираются к храму. Неизвестный один, в ожидании Всеслава. Приходит Всеслав. Неизвестный подводит его к кургану и сообщает ему, что здесь похоронен его, Всеслава, прадед Аскольд. Он, Всеслав, является таким образом законным наследником Киевского престола. Ввиду этого Неизвестный советует Всеславу отомстить Святославу и вернуть свое наследие. Всеслав решительно отказывается восстать против своего государя. Услышав в эту минуту голос Надежды, поющей в храме, Всеслав убегает туда. Спустя немного, является Вышата и просит Неизвестного показать обещанную красавицу. Неизвестный указывает ему на Надежду, стоящую среди развалин храма. Вышата восхищен ее красотой и велит витязям подкрасться к храму, чтобы похитить Надежду. Вскоре оттуда раздаются крики и звон мечей. Всеслав выбегает с обнаженным мечом в руке. Оказывается, что невесту его похитили, а он, защищая ее, убил витязя Простена. Неизвестный обещает Всеславу спасти надежду и поспешно уводит его. Вышата с витязями повсюду ищут убийцу.

Действие третье. Картина первая. Двор села Предславина. В глубине терем Вышаты. Девушки танцуют. Входит Надежда со старухой Буслаевной. Надежда горько плачет, вспоминая своего жениха Всеслава, и поет:

Светит, светит солнце ясное,
Пригревает всех людей…
Только я одна, несчастная,
Не видала ясных дней!
Весь век мой пройдет
В тоске безотрадной:
Мой друг ненаглядный
Ко мне не придет!
И радостной встречи
Уж мне не знавать,
И ласковой речи
Уж мне не слыхать!
Напрасно я льстилась
Счастливой судьбою!
Простилась, простилась
Я, друг мой, с тобою!
При одном воспоминаньи,
Как я счастлива была,
Я забыла все страданье
И душою ожила!
Хоть судьба нас разлучила,
Но, мой друг, я вся твоя:
Ни одна так не любила,
Как любила я тебя!..
Что ж теперь, судьба моя?
Весь век мой пройдет
В тоске безотрадной:
Мой друг ненаглядный
Ко мне не придет!..»

Приходит певец Тороп, приглашенный развлечь пением Надежду. Он поет песню, в которой намекает, что Всеслав жив и готовится спасти свою невесту. Старухе эта песня не нравится и по ее приказанию Тороп затягивает другую, в которое дает знать Надежде, что Всеслав в безопасности и скоро спасет ее. Буслаевне эта песня тоже не нравится, и она уводит надежду в терем. Входит Вышата; в разговоре с Торопом он старается выпытать, где скрывается жених Надежды. Не узнав ничего, Вышата предлагает Торопу повеселить песней его челядь, собравшуюся в ожидании прибытия великого князя Святослава на дворе села, а сам уходит. Тороп своим пением старается отвлечь внимание стражи и дворни от терема Вышаты, в котором томится Надежда. Когда все заинтересовываются его песней, он подает условные знаки Всеславу, который все время стоял неподалеку в стороне, скрываясь за стеной терема. По данному Торопом сигналу, Всеслав проникает в терем и похищает Надежду, с которой убегает в рощу. Вышата, узнав от Буслаевны о похищении Надежды, посылает за ней погоню.

Картина вторая. Аскольдова могила на берегу Днепра. Тороп сообщает Всеславу и Надежде, что Неизвестный подъезжает. Вскоре появляется Неизвестный. Он торопит их бежать в степь печенегов, где их ожидает верная дружина, и восстать на Святослава. Надежда и Всеслав предпочитают лучше умереть, чем сделаться изменниками, и когда издали показывается погоня, они всходят на холм, чтобы оттуда броситься в Днепр. Из толпы подбегают к холму Алексей, Стемид и рыбаки и кричат Всеславу, чтобы он остановился. Стемид сообщает ему, что великий князь простил его и разрешает жениться на Надежде. Общая радость. В это время разыгрывается непогода. На реке появляется лодка, в которой сидит Неизвестный. Молния вдруг ударяет в челнок, и лодка с Неизвестным исчезает в пучине вод. Алексей с толпой славит Бога:

Он велик – Ему и слава;
Ниспошлет Он веры свет
На потомство Святослава,
И хранить Его завет
Станет русская держава!

МУЗЫКА

Опера «Аскольдова могила» считается лучшим музыкально-сценическим произведением А. Н. Верстовского. Пытаясь создать сочинение героико-романтического жанра, он оставался верен своему призванию музыканта-бытописателя, и в результате бытовые и комические персонажи оттеснили в его произведении героических. Но это и содействовало немалому успеху оперы.

Музыка к опере «Аскольдова могила», традиционно, как и все русские оперы доглинкинского периода, построена на разговорных диалогах. Она не несет само действие, но является характеризующей чертой персонажей и усиливает драматургию в особо важных сюжетных моментах. Верстовский внес в оперу народную крестьянскую песню, бытовой романс, разнообразные жанровые и танцевальные мелодии, используя простую музыкальную форму песен куплетного строения, а кроме того ввел, хоровые эпизоды, отображающие обычаи и обряды, построенные в песенной стилистике: хороводные, игровые, трудовые песни, мелодии и ритмы мазурки, марша, полонеза, городской песни.