Главная страница > Шапорин Ю. > ДЕКАБРИСТЫ

ДЕКАБРИСТЫ



Опера в четырех актах (девяти картинах)

 Либретто Вс. Рождественского

 Действующие лица:

Рылеев декабристы баритон
Пестель бас
Бестужев (Марлинский) бас
Каховский тенор
Князь Трубецкой баритон
Якубович баритон
Князь Щепин-Ростовский тенор
Ольга Мироновна, мать Щепина-Ростовского меццо-сопрано
Орлова, обедневшая помещица меццо-сопрано
Елена, ее дочь сопрано
Марья Тимофеевна, домоправительница Щепиной-Ростовской сопрано
Помещик тенор
Стеша, цыганка меццо-сопрано
Настенька, дочь Рылеева без речей
Ростовцев тенор
Николай I бас
Граф Бенкендорф бас
Генерал-губернатор бас
Митрополит тенор
Старый солдат бас
Часовой бас
Дворецкий баритон
Ночной сторож бас
Первый мужик тенор
Второй мужик бас
Полицейские бас, баритон

Время: 1825—1826 годы.

 

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Мысль об опере зародилась у композитора в 1925 году, в столетнюю годовщину восстания декабристов. Основой первого варианта либретто послужила пьеса «Полина Гебль» А. Н. Толстого (соавтор — П. Е. Щеголев, 1925), основанная на историческом факте: Жаннета Поль, дочь французского эмигранта, добилась разрешения выйти замуж за осужденного декабриста Анненкова и последовала за ним в Сибирь. Центральное место в либретто занимала любовная драма, декабристское движение служило лишь ее фоном. Последующие редакции либретто (вторая и третья) были сделаны поэтом Вс. Рождественским. В них углубился идейный замысел и на первый план выступил коллективный образ декабристов. Дальнейшая работа над оперой протекала в сотрудничестве с Большим театром СССР и Театром имени С. М. Кирова в Ленинграде; в оперу был введен образ Пестеля, обогащена обрисовка Рылеева, развиты мотивы взаимоотношений декабристов и народа. Так на пути от интимно-лирической драмы к монументальной историко-революционной трагедии было найдено верное идейно-художественное решение. Премьера оперы состоялась в Москве 23 июня 1953 года и в Ленинграде 4 июля того же года.

 

СЮЖЕТ

Усадьба княгини Щепиной-Ростовской, прославившейся своей жестокостью и самодурством. Крепостнический произвол вызывает боль в душе сына помещицы — офицера Дмитрия Щепина. Он и сам стал жертвой семейного деспотизма. По прихоти матери Щепин должен расстаться со своей возлюбленной — Еленой, девушкой из небогатой и незнатной семьи. Горестные размышления Дмитрия прерывает Пестель. Он приехал, чтобы передать письмо для Рылеева. Пестель советует Щепину ускорить отъезд в Петербург, близится решительный час в борьбе за освобождение.

В день ярмарки на почтовом тракте между Петербургом и Москвой в трактире собираются члены тайного общества: Каховский, Трубецкой, Щепин, Якубович и Ростовцев. Чтобы не вызвать подозрений полиции, Якубович приглашает цыган. Бестужев приносит весть о кончине Александра I и призывает к немедленному восстанию. Решено ехать в Петербург к Рылееву. Щепин задерживается: в ярмарочной сутолоке он заметил Елену, которая тайно покинула родной дом в надежде увидеть любимого.

Жизнь на пестрой ярмарочной площади бьет ключом. Мужики-петрушечники разыгрывают кукольное представление, едко высмеивающее «барина». Полицейские приказывают прекратить гульбище: умер царь. На опустевшую площадь выходит Щепин; весь день он напрасно искал Елену. Случай помогает им встретиться. Но краток час радостного свидания: Щепин должен спешить в Петербург.

Наступила ночь 14 декабря. В доме Рылеева встретились участники восстания. Трубецкой приносит тревожную весть о назначенной на завтра присяге Николаю, но пылкая речь Рылеева рассеивает возникшие колебания. Явившийся незваным изменник Ростовцев пытается остановить заговорщиков, называя их безумцами, но декабристы с гневом изгоняют предателя. Воцаряется напряженная тишина. С Невы доносится перекличка дозорных. Близится утро, а с ним и час восстания. Рылеев и его сподвижники клянутся заменить знамя деспотизма стягом святой вольности.

Утро в Зимнем дворце. Николай с волнением и страхом следит из окна, как на Сенатскую площадь стекаются мятежные войска и народ. Генерал-губернатор получает приказ готовить пушки.

Первым на площадь вышел лейб-гвардии Московский полк под начальством Бестужева и Щепина. Собравшийся народ сочувственно встречает солдат. Духовенство во главе с митрополитом, а затем генерал-губернатор Милорадович пытаются уговорить мятежников разойтись. Однако их усилия тщетны. Каховский убивает генерала выстрелом из пистолета. На подмогу восставшим подходит морской гвардейский экипаж. Но Трубецкой, которому было поручено командовать войсками, страшась народных волнений, изменил. А тем временем уже раздались выстрелы пушек. По команде Бестужева и Щепина полки идут в атаку против артиллерийской батареи. Но силы слишком неравны.

По случаю подавления мятежа в доме одного из придворных устроен пышный бал-маскарад. Сюда в маске проникла Елена, надеясь вымолить у царя разрешение разделить с осужденным Щепиным его судьбу. Она пробует заговорить с матерью Дмитрия, но та отрекается от сына. Елену преследует рыцарь в маске. Узнав в нем императора, Елена обращается к нему с просьбой; царь готов выполнить ее, но предупреждает, что из Сибири Елена уже никогда не вернется.

В темном каземате Петропавловской крепости томится Рылеев. Скоро казнь, но и в смертный час осужденные не склоняют головы перед палачами, не теряют веры в торжество высокой правды.

По Сибирской дороге декабристы идут на каторгу1. В час ночного привала часовой рассказывает Бестужеву и Щепину о казни их пяти друзей. Издалека доносится звон дорожного колокольчика. Это Елена, догнавшая партию каторжан. На рассвете, когда ссыльные собрались в путь, около обочины дороги столпился народ. «Наш скорбный труд не пропадет! Из искры возгорится пламя», — говорит Бестужев народу.

МУЗЫКА

«Декабристы» Шапорина — героическая эпопея, исторически правдиво и с большой художественной силой воссоздающая образы декабристов — «богатырей! кованных из чистой стали» (Герцен). Страстная жажда вольности, гражданская доблесть, подвижничество но имя свободы — эти прекрасные стремления «первенцев свободы» ожили в романтически возвышенном строе музыки Шапорина. С коллективным портретом декабристов, создаваемым героическими мужскими хорами и ансамблями, связаны наиболее волнующие страницы оперы

В оркестровом вступлении — два раздела. Напряженно-драматическая музыка передает атмосферу восстания; ее сменяет широкая мелодия вдохновенного гимна.

Первая картина (первый акт) — «В имении». Хор девушек «Ах, талан» выдержан в духе печальных, протяжных крестьянских песен. Восторженным чувством и мягкой элегичностью напоено ариозо Щепина «Ее душа мне с давних пор родная». Сурово-патетическая ария Пестеля «О родина-мать» проникнута волевой непреклонностью и твердой уверенностью в победе.

В центре второй картины — «На почтовом тракте» — гимн декабристов «Товарищ, верь!» на слова стихотворения Пушкина «К Чаадаеву». Мелодия, запеваемая Каховским и подхваченная квинтетом мужских голосов, передает душевный подъем участников. Завершается картина песней народного склада «Ой вы, версты», которую поет Бестужев.

В третьей картине — «Ярмарка» — контрастно противопоставлены широкая хоровая сцена и лирический дуэт. В пестром чередовании эпизодов колоритно очерчены различные группы народа: мужики, проходящие с залихватской песней «Эх, в Таганроге» (старинная солдатская песня), веселые девушки, поющие бытовой лирический вальс «Ходи, ходи быстрее по кругу, карусель», цыгане с задорным напевом «Пров пива наварил». Поэтичная, благородная и изящная музыка дуэта Щепина и Елены овеяна грезами о счастье.

Четвертая картина (второй акт) — «У Рылеева» — одна из самых сильных и впечатляющих в опере — проникнута высоким драматическим пафосом. Начальный героический хор «Друзья! Уже пришел черед» и песня Каховского «Когда поток с высоких гор» вводят в возбужденную атмосферу совещания. Ария Рылеева «О Русь моя» носит мужественно-скорбный характер; ее средняя часть — страстный призыв к свободе. Полна отваги запеваемая Рылеевым песня «Отечество наше страдает» (слова декабриста П. Катенина), перерастающая в оптимистический гимн «Товарищ, верь!» (слова Пушкина).

Пятая картина — «В Зимнем дворце». Монолог Николая «В недобрый час» передает чувство неуверенности и смятения, которое усиливается, когда с Сенатской площади доносится победное звучание революционного марша.

Шестая картина — «Сенатская площадь». Песня-марш «За Дунаем» сродни старым солдатским напевам. Как символ народного горя возникает и ширится мелодия начального хора оперы «Ах, талан». Драматизм усиливается в скорбном ариозо старого солдата «Ох, братцы».

Седьмая картина (третий акт) — «Бал-маскарад». Блестящей мазурке и парадному полонезу противостоит искренняя лирика проникновенного вальса, характеризующего Елену.

Восьмая картина — «Каземат». Музыка арии Пестеля «Высокой правды речь» говорит о душевной стойкости героя. Как символ верности вольнолюбивым чаяниям рождается мелодия декабристского гимна.

Девятая картина (четвертый акт) — «На Сибирской дороге». Задушевна песня Сергеича «Ой, погодушка»; с тяжелой думой о солдатской доле перекликается музыкальная картина разбушевавшейся стихии. Баллада Сергеича «Однажды я ночью» создает образ, полный глубокого драматизма. Опера завершается жизнеутверждающей песней Бестужева «Наш скорбный труд не пропадет» (слова А. Одоевского), музыка которой в суровых, величавых тонах воспевает бессмертный подвиг декабристов.


1 В постановке Театра им. С. М. Кирова последняя картина идет в иной сценической редакции: действие происходит во дворе Петропавловской крепости.

Комментировать

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.